Портрет Козьмы Пруткова

подразделения «Воспитательная работа» ГБОУ ГМЦ ДОНМ.
Техническая поддержка и реализация проекта в сети: Булыгина Т.О.
А.М. Жемчужников. Линия жизни

Алексей Михайлович Жемчужников родился 22 февраля 1821 года в местечке Почел
Черниговской губернии в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее
образование, до 14 лет воспитывался дома. В 1835 г., недолго проучившись в 1-й
Петербургской гимназии, перевелся в училище правоведения.
Затем Жемчужников служил в Сенате, в Министерстве юстиции, в Государственной
канцелярии, выполняя «утомительные чиновничьи обязанности». Вел светский образ
жизни, посещал литературные салоны Петербурга. Вращаясь в литературных кругах,
познакомился с Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.Н. Плещеевым и другими.
В 1850 году Алексей Жемчужников дебютировал в журнале «Современник» с комедией
«Странная ночь», затем опубликовал здесь же комедию «Сумасшедший» (1852). Вместе с
братьями Владимиром и Александром Жемчужниковыми и двоюродным братом А.К. Толстым
создал знаменитый тип Козьмы Пруткова.
Период конца 1950-х – начала 1960-х гг. остался в памяти Жемчужникова «светлым
праздником». Он с воодушевлением наблюдал за введением реформ и их влиянием на
общество, дружески сближался со многими писателями, среди которых были С.Т. Аксаков,
И.С. Тургенев, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев и др. В 1858 г. Жемчужников женился на
Е.А. Дьяковой.
Однако в это же время он переживал творческий кризис. Покинув Петербург, жил в
Калуге, Москве, а с середины 1960-х гг. – за границей, преимущественно в Германии,
Швейцарии, Италии и на юге Франции. В конце 1960-х гг. Жемчужников вернулся к
литературной работе: возобновил сотрудничество с «Отечественными записками»,
обдумывал выпуск первого сборника стихов.
В 1884 г. поэт возвратился в Россию и почти безвыездно жил в своей деревне
Павловка Елецкого уезда Орловской губернии и иногда у родственников в Рязанской и
Тамбовской губерниях. В Тамбове он вел активную жизнь – выступал с лекциями о
литературе в учебных заведениях города, читал произведения русских писателей для
слушателей народных чтений, работал.
В 1892 г., наконец, вышел первый сборник стихов Алексея Жемчужникова – и сразу вызвал
поток восторженных откликов. В 1900 г. была издана книга «Песни старости».
Жемчужников становится одним из самых почитаемых литераторов, «знаменоносцем
поневоле» гражданского направления в поэзии. Его общественная позиция и ее
стихотворное воплощение отличались самостоятельностью и оригинальностью.
К сатирическим стихотворениям, проникнутым пафосом гражданского негодования,
примыкают статьи, в которых проявился темперамент Жемчужникова-публициста. В циклах
антимилитаристских заметок «Письма из немецкого захолустья» и «Письма из немецкого
города» он осуждает «национальную хвастливость и шовинизм», бездумное «поклонение
мнению большинства». В 1899 г. ему было присвоено звание почетного члена Общества
любителей российской словесности, а в 1900 г. – почетного академика Петербургской
Академии наук.
Используя «Автобиографический очерк» А.М. Жемчужникова и
дополнительные источники, соотнесите периоды жизни с их краткими характеристиками.
Расположите на ленте времени события из жизни А.М. Жемчужникова в соответствии с
годами его жизни.
1821 г.
1908 г.
учился он в Первой Санкт-Петербургской гимназии
1835 по 1841 г.
служил в Сенате
1858 г.
перешёл на службу в Государственную канцелярию,
был помощником статс-секретаря Государственного совета
1884 г.
появляются сочинения Жемчужникова под коллективным
псевдонимом Козьма Прутков
уезжает за границу (Германия, Швейцария, Италия,
Франция).
1847 г.
литературная Москва отметила пятидесятилетие
литературной деятельности Жемчужникова
1850 г.
учился в Училище правоведения | |
1841 г. | |
родился Алексей Михайлович Жемчужников | |
1829–1835 гг. | |
перешёл на службу в Министерство юстиции | |
1849 г. | |
состоялся литературный дебют в журнале «Современник» | |
1854 г. | |
вышел в отставку и жил в Калуге | |
1863 г. | |
вернулся в Россию | |
1900 г. | |
Алексей Михайлович умер в Тамбове |
Алексей Михайлович Жемчужников. Поэт и гражданин
А. Жемчужников не печатался с 1859 по 1869 год и почти не писал в это время: «Поэзия на “гражданские мотивы” была бы очень уместна в эпоху пробуждения ума и совести. Я сознавал все высокое ее значение, и меня к ней тянуло; но эти песни пел тогда Некрасов. Они были так сильны и оригинальны, что тягаться с ними я, конечно, не мог, а вторить им, хотя бы и не фальшивя, было бы излишне. С другой стороны, так называемая «чистая» поэзия, отрешенная от злобы дня, – возвышенна и прекрасна всегда. Такого времени, когда она могла бы оказаться ненужной, не бывает. Но я чувствовал, что моя муза не обладает ни лиризмом, ни красотою, которые я почитал необходимыми принадлежностями чистой поэзии. В то время мои недостатки оказались бы еще заметнее. Вот почему я тогда почти бросил писать стихи».
В «Автобиографическом очерке» Жемчужников вспоминал: «Самое лучшее время моей жизни было пребывание мое в Калуге вскоре после выхода в отставку. Тогда разрешался крестьянский вопрос. Я почитаю себя счастливым, что был свидетелем освобождения крестьян в Калужской губернии, где тогда был губернатором мой товарищ по училищу и друг Виктор Антонович Арцимович, женатый на моей сестре. Великое дело имело огромное влияние на русское общество. Оно вызвало и привлекло к себе большое количество друзей и тружеников. Новые люди являлись повсюду, и общество росло умственно и нравственно, без преувеличения, по дням и по часам. Недавние чиновники и владетели душ преображались в доблестных граждан своей земли… Хорошее было время!»
Поддержав с горячим энтузиазмом реформы начала 1860-х годов, Жемчужников был глубоко разочарован и подавлен несостоятельностью их результатов.
В феврале 1866 года Алексей Михайлович с семьей приехал в Баден-Баден, где произошло его сближение с Тургеневым, с этого же времени становится регулярной их переписка. Тургенев не раз приглашал Алексея Михайловича с женой на «музыкальные сеансы» в доме Полины Виардо и на баденские концерты.
Последние годы жизни Алексея Жемчужникова прошли в основном в Тамбове и в Тамбовской губернии, в имении Ильиновке М.А. Боратынского, мужа старшей дочери поэта Ольги. Михаил Андреевич приходился родственником знаменитому Евгению Абрамовичу Боратынскому.
«Песни старости» – одно из лучших созданий А.М. Жемчужникова. Поэт выразил своё отношение к старости, показал приятие жизни со всеми её радостями, проследил свой жизненный путь. Стихотворения в сборнике расположены в хронологическом порядке. В предисловии автор пишет: «Последние года я проживал и в деревне, и в городе. Так как местопребывание могло иметь влияние на душевное настроение, то я нашёл не излишним обозначить в конце каждого стихотворения место, где оно написано… и следую хронологическому порядку».
В силу того, что лирическое творчество A.M. Жемчужникова плохо укладывалось в жесткие социологические схемы истории русской литературы, принятые в советской истории русской литературы и методике школьного преподавания литературы, после революции он оказался среди отчасти замалчиваемых русских поэтов. А.М. Жемчужников был высоко ценим советским литературоведением как создатель большинства текстов Козьмы Пруткова, а его лирическое творчество ушло в тень, продолжая тем не менее привлекать издателей и читателей.
«Смуглый, с черными выразительными глазами, с раздваивающейся бородой стального цвета и с такими же стальными, слегка вьющимися волосами, окружавшими уже откровенную лысину, он был на редкость красивым человеком. Когда он шел по улице, прохожие невольно оглядывались на него, чувствуя какую-то значительность во всем его облике. Они не ошибались, ибо он действительно обладал блестящим умом, неиссякаемым остроумием и большим литературным талантом. Но не использовал этих даров природы и отошел в прошлое лишь как хороший, но второстепенный русский поэт и как один из главных авторов знаменитого Козьмы Пруткова». (Из воспоминаний В.А. Оболенского).
«Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной пятидесятилетней деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась». (Поздравление от Л.Н. Толстого).
«Я живу и умственно, и сердечно в русской литературе, а пребывание мое за границей, которое хотя и имеет хорошую сторону и свои выгоды по образу жизни, который я здесь веду, лишает меня возможности говорить и рассуждать о том предмете, который составляет такой существенный элемент моей жизни». (Из письма Алексея Жемчужникова Некрасову из Висбадена в 1870 году).
Панорама уникальных вещей поэта А.М. Жемчужникова
краеведческого (ТОКМ) и Кирсановского музеев https://sites.google.com/site/rodnojmojkraj/a-m-zemcuznikov.
Выставка была посвящена жизни и творчеству Алексея Михайловича Жемчужникова – поэта,
писателя и публициста, почетного академика Императорской академии наук, одного из
создателей образа Козьмы Пруткова.
Рабочий лист
Кто такой Козьма Прутков?
Козьма Прутков – это литературная маска, коллективный псевдоним, под которым
публиковали свои басни, сатирические стихотворения, баллады и афоризмы четыре
писателя: Алексей Жемчужников, Александр Жемчужников, Владимир Жемчужников и Алексей
Толстой. Настоящим же Прутковым был камердинер одного из братьев Жемчужниковых, и за
использование своего имени он получил 50 рублей.
«Прутковский кружок» зародился в 1851 году в Павловке – родовом имении братьев
Жемчужниковых, где они вместе со своим кузеном Алексеем Толстым провели все лето. В
Павловке появились шуточные басни: «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул»,
«Цапля и беговые дрожки». Первоначально это была просто шутка, но позднее, как писал
Владимир Жемчужников, «Шутка эта… привела к мысли писать от одного лица, способного
во всех видах творчества». Так появился пародийный образ писателя-чиновника,
острослова Козьмы Пруткова.
Козьма Прутков «появился на свет» с биографией, родственниками и даже должностью «по
министерству финансов», где он, согласно легенде, дослужился до чина действительного
статского советника. О том, чтобы писатель Прутков обрел узнаваемый облик,
позаботились Лев Жемчужников, художники Александр Бейдеман и Лев Лагорио. В 1853
году был написан вымышленный портрет, который вскоре был опубликован в одном из
журналов.
Официально Козьма Прутков «умер» в 1863 году, однако в 1894-м вышло полное собрание
сочинений «прутковцев». До революции книги переиздавались 12 раз. В 2011 году в
России вышла биография Козьмы Пруткова из серии «Жизнь замечательных людей» – первая
в серии книга, посвященная вымышленному человеку.
Этот персонаж основательно утвердился в русской литературе и в настоящее время считается одним из классиков сатиры.
В Пруткове во всем своем блеске обнаружился русский ум, умеющий взглянуть на себя со стороны да над собой же и посмеяться.
Впервые в 1854 году в «Литературном ералаше» – юмористическом приложении к «Современнику» – были опубликованы «Досуги Козьмы Пруткова». Это было целое собрание, включающее не менее половины всего творческого наследия Пруткова. В 1860 году в четырех номерах сатирического журнала «Искра» печатались «Мысли и афоризмы» и анекдоты «Из записок моего деда». До 1917 года сочинения Пруткова выдержали 12 изданий. В советское время издания «Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова» выходили много раз, дополнялись новыми материалами.
В 1998 году в городе Сольвычегодске прошел первый фестиваль Козьмы Пруткова. Девизом праздника сатиры и юмора стал афоризм «Глядя на мир, нельзя не удивляться».
23 апреля 2003 года учреждена премия «Чугунный Козьма» (премия в искусстве пародии и иронии).
28 августа 1991 года состоялось открытие памятника Козьме Пруткову, приуроченное к 140-летию создания литературного образа.
Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь.
«Никто не обнимет необъятного».
«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».
«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
«Усердие все превозмогает».
«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».
«Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства».
«Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды».
«Бди!»
«Чем скорее проедешь, чем скорее приедешь».
Алексей Жемчужников о Козьме Пруткове
«<…> тип Кузьмы Пруткова, который до того казённый, что ни мысли его, ни чувству
недоступны никакая так называемая злоба дня, если на неё не обращено внимания с
казённой точки зрения. Он потому и смешон, что вполне невинен. Он как бы говорит
в своих творениях: „всё человеческое – мне чуждо“».
«<…> В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большей
части своих афоризмов или говорит с важностью казённые, общие места; или с
энергиею вламывается в открытые двери; или высказывает мысли, не только не
имеющие соотношения с его эпохою и с Россиею, но стоящие, так сказать, вне
всякого места и времени. Будучи очень ограниченным, он дает советы мудрости. Не
будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России,
он пишет „прожекты“. Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё
превозмогало. Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки,
брал на себя всевозможные обязанности, если Начальство на него их налагало».
Отрывок из письма Алексея Жемчужникова А.Н. Пыпину.
Портрет Козьмы Пруткова
«…искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки:
одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы; кусочек черного
английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных
порезов… плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним
концом за плечо; кисть левой руки, плотно обтянутая белою замшевою перчаткою особого
покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти
перстни были ему пожалованы при разных случаях).
Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу
была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи».
Отрывок из «Биографии Козьмы Петровича Пруткова».
Гнев Козьмы Пруткова
«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не
писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии? Я просто анализировал в уме
своем большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привел меня к синтезису; ибо
дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во
мне едином!.. Прийдя к такому сознанию, я решился писать. Решившись писать, я
пожелал славы. Пожелав славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем
поэтам, которые уже приобрели ее в некоторой степени. Слышишь ли? – “подражание”, а
не пародию!.. Откуда же ты взял, будто я пишу пародии?!»
Отрывок из «Письма известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту
С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего».
Козьма Прутков. Викторина
Козьма Прутков – литературная маска. В 50–60-е годы XIX века под этим коллективным
псевдонимом публиковали свои произведения:
Николай Чернышевский, Николай
Добролюбов, Алексей Жемчужников
Алексей Толстой, Алексей
Жемчужников, Александр Жемчужников
Владимир Жемчужников, Алексей
Толстой, Николай Чернышевский
Алексей
Жемчужников, Александр Жемчужников, Владимир Жемчужников,
Алексей Толстой
Кем был настоящий Кузьма Прутков, который за некоторую сумму согласился на
использование своего имени?
Камердинером
Владимира Жемчужникова
Неизвестным писателем
Литературным персонажем
Другом Алексея Толстого
О том, чтобы писатель Прутков обрел узнаваемый облик, позаботились Лев Жемчужников,
художники Александр Бейдеман и Лев Лагорио. С кого был написан портрет Козьмы
Пруткова, который вскоре был опубликован в одном из журналов?
С Владимира Жемчужникова
С Кузьмы Пруткова
Это был вымышленный
персонаж
С Алексея Толстого
Биография Козьмы Пруткова и события его жизни были описаны в книге «Биографические
сведения о Козьме Пруткове». Кем, согласно легенде, был один из самых популярных
писателей второй половины XIX века до начала «литературной карьеры»?
Действительным
статским советником
Поручиком
Крепостным
Камергером
«Прутковский кружок» зародился в 1851 году в Павловке – родовом имении Жемчужниковых.
Первоначально это была просто шутка, но позднее, как писал Владимир Жемчужников,
«Шутка эта привела к мысли писать от одного лица, способного во всех видах
творчества». Выберите ведущие жанры творчества Козьмы Пруткова.
Роман, поэма, очерк
Басня, лирика,
афоризм
Сказка, басня, былина
Афоризм, роман, рассказ
Большую популярность Пруткову принесли афоризмы. Соедините начало и конец
высказываний.
взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только
себя.
от человека зависит избрать хороший или дурной
путь жизни.
того и другой надо остановить.
не верь глазам своим.
нельзя не удивляться!
Болтун подобен маятнику: | |
Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», | |
Смотри вдаль – увидишь даль; смотри в небо – увидишь небо; | |
Магнит показывает на север и на юг; | |
Глядя на мир, |
Какая басня не принадлежит перу Козьмы Пруткова?
«Незабудки и запятки»
«Кондуктор и тарантул»
«Обезьяна и
горох»
«Цапля и беговые дрожки»
В 1863 году Козьма Прутков официально «умер». В журнале «Современник» вышел некролог,
написанный его «племянником» Калистратом Шерстобитовым. Сколько лет «прожил»
вымышленный писатель?
5
3
12
8
Определите, кому принадлежит бюст в витрине № 2.
Алексею Жемчужникову
Александру Жемчужникову
Алексею Толстому
Козьме Пруткову
Известный и неизвестный А.М. Жемчужников
Алексей Михайлович Жемчужников – русский лирический поэт, прозаик, сатирик, юморист,
драматург, почетный академик Петербургской Академии наук. Один из создателей образа
Козьмы Пруткова.
Отец поэта Михаил Николаевич Жемчужников – участник Отечественной войны 1812 года.
Фамилия Жемчужников происходит от прозвища Жемчужник. Так могли назвать торговца жемчугом
или ювелира.
А.М. Жемчужников принадлежал к знатному и влиятельному дворянскому роду.