Закончите одно из предложений, используя подходящее по смыслу слово.

«Рекло»-прозвище Рублев произошло от слова «рубель» – так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи .

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался иллюстрированием церковных книг. Укажите название рукописи конца XIV века, которая была украшена миниатюрами знаменитого иконописца:

Евангелие Хитрово
Фёдоровское Евангелие
Псалтирь Грозного
Чудовская псалтирь

Заполните пропуски в тексте и определите, о чем идет речь. Выберите вариант ответа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по : на иконе отсутствует , нет сцен омовения гостям и заклания , а не трапезничают, а беседуют. Фигуры образуют подобие круга, взгляд воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о .
икона «Преображение Господне»
икона «Спас в силах»
икона «Троица»
икона «Умиление»

Укажите второе название «Троицы» по ветхозаветному сюжету:

«Святая Троица Живоначальная»
«Гостеприимство Авраама»
икона Рублева
«Троица Святая»

С какой целью иконописец часто пользовался приемом лессировки? Выберите правильный вариант ответа:

это возрождало античные принципы композиции, ритма, пропорций
лики и фигуры на иконах приобретали объемные очертания
техника позволяла создавать плавные линии и сглаживать переходы цвета
техника позволяла выписывать детали второго плана

Для художественного оформления сюжета «Троицы» автор выбрал более яркие, чистые краски, чем в ранних своих работах: фон изобразил золотисто-желтым, в одеждах ангелов использовал розовый, зеленый и особенный ярко-голубой цвет. Любимая краска иконописца была редкой и дорогой. Как впоследствии назвали этот оттенок краски?

ляпис-лазурь
берлинская лазурь
ультрамарин
рублевский голубец

На православных иконах XIV–XV веков было принято изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами. Что не относится к византийским канонам? исключите лишнее:

фон золотисто-желтый
изображение лика с высоким лбом и большими глазами
мягкий округлый овал лица
цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый
изображение лика с прямым носом и тонкими губами
одухотворенные глаза, мягкая улыбка

Ко времени работы над росписью этого собора у Андрея Рублева уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. Храм, построенный в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, к началу XV столетия сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя началось его восстановление. Укажите название собора и имя московского князя.

Московский Успенский собор; Василий II
Владимирский Успенский собор; Василий I
Звенигородский Успенский собор; Дмитрий Донской
Смоленский Успенский собор; Владимир Мономах

В хронологическом порядке соотнесите названия с изображениями известных достопримечательностей, непосредственно связанных с творчеством и жизнью Андрея Рублева. Подберите к каждой из них соответствующую характеристику.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Благовещенский собор Московского Кремля

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Успенский собор во Владимире

В «Троицкой летописи» среди событий 1405 года есть сведения о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (монахом) Андреем Рублёвым была расписана домовая церковь московского князя Василия I. В иконостасе этого собора Рублев выполнил иконы праздничного чина: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим».

Сохранившиеся иконы самого большого в России трехъярусного иконостаса и фрагменты фресок хранятся в этом отреставрированном соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Роспись собора – единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен. Рублев, опираясь на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых.

В 1425–1427 годах Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал главный собор Лавры, один из немногих сохранившихся памятников раннемосковского зодчества конца XIV – начала XV в., создал иконы его иконостаса. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица».
Возможно, около 1405 года в этом московском монастыре иконописец постригся в монахи. Впоследствии при участии А. Рублева был построен главный храм этой обители, замечательный памятник раннемосковского зодчества, и были написаны фрески. В этом монастыре Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года или 29 января 1430 года, похоронен на его территории.

Известно, что в 1551 году, по решению Стоглавого собора, работы Рублева были приняты за образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы. Это событие связано с правлением:

царя Федора Ивановича
царя Ивана Грозного
царя Бориса Годунова
царя Михаила Федоровича

Автор: Карпинчик С.Г.