Певец старой Москвы

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

К. Ф. Юон

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Уже в детстве он увлёкся рисованием. Когда мальчику исполнилось 10 лет, умерла его мать, а ещё через 4 года он потерял и отца. В это время Аполлинарий учился в Вятском духовном училище, но к карьере священнослужителя не стремился. Для их отца этот выбор учебного заведения был единственной возможностью дать детям образование.

Его брат Виктор Васнецов, в то время студент Петербургской академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли. Но всё-таки главную роль в художественном развитии Аполлинария сыграл родной брат Виктор. «Я и художником-то стал только потому, что в детстве видел его рисунки и работы», – утверждал он впоследствии.

В 1872 году после окончания духовного училища юноша отправился к брату в Петербург, где прожил три года. Не имея диплома о среднем образовании, Аполлинарий Васнецов не смог поступить в Академию художеств и получить профессиональное художественное образование. Благодаря Виктору, Аполлинарий имел возможность присутствовать на многих интересных мероприятиях: посещал выставки, видел произведения знаменитых художников, часто бывал в их мастерских. Этот опыт помог понять, как много недостаёт ему самому, чтобы соответствовать такому уровню, и дело было не только в нехватке художественного опыта и мастерства, но и в недостатке знаний.

Главной своей страстью Аполлинарий Васнецов считал вовсе не живопись. Он честно признавался, что больше всего любит науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их, в данном случае факты археологического значения. Аполлинарий принял решение заниматься самообразованием. С большим увлечением и настойчивостью он начал изучать историю, русский язык, физику, математику и географию. «От всего этого часто кружилась моя голова, трепетало сердце, как от густого, насыщенного кислородом, воздуха хвойных лесов моей родины», – вспоминал художник.

В 1875 году, после возвращения в Вятку, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать сельским учителем. Жизнь скоро развеяла его иллюзии. Он увидел бесплодность своей учительской деятельности, ощутил одиночество и оторванность от крестьян, которые не понимали его. Эта работа не принесла ни реальных результатов, ни удовлетворения, а главное – подорвала моральные и физические силы молодого человека.

В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству. «Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, – вспоминал Васнецов, – я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём. Жил неподалёку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами».

С 1882 года Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. На формирование А. М. Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка, обладавшими большими, яркими талантами.

Под воздействием творчества В. Д. Поленова живопись Аполлинария становится ярче и красочнее. Это подтверждают маленькие этюды абрамцевского периода.


Абрамцевские дали. 1880-е
Абрамцевские дали. 1880-е
Летний день. 1880-е
Летний день. 1880-е


Важной вехой для Васнецова стал 1883 год, когда его картину «Серый день» с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок приобрёл сам Павел Третьяков, – это было знаком признания таланта молодого художника знаменитым московским коллекционером.


Серый день (Серенький денёк). 1883
Серый день (Серенький денёк). 1883


В 1888 году за картину «Днепр перед бурей» Аполлинария Михайловича приняли в члены Товарищества передвижников. Участие Васнецова на выставках в пору расцвета живописи передвижников имело для него большое значение.


Днепр перед бурей. 1888
Днепр перед бурей. 1888


Последующим шагом в творческом развитии Васнецова-пейзажиста были картины «Родина» и «После дождя», очень схожие по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере.


Родина. 1886
Родина. 1886
После дождя. 1887
После дождя. 1887


Эти произведения интересны тем, что они стоят как бы на пороге, отделяющем пейзажи художника предыдущих лет, носящих зачастую характер увеличенных этюдов, от его пейзажей 1890–1900-х годов, всегда насыщенных глубоким идейным, подчас философским содержанием.

В 1891 году А. М. Васнецов выполнял иллюстрации для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы «Москва в XVI веке». Аполлинарию Васнецову пришлось основательно заняться историей и археологией Москвы, изучить планы старого города. С альбомом в руках художник собирал нужный ему графический материал по музеям и библиотекам.

В небольшом рисунке «Москва XVI века» Васнецову впервые удалось поэтично передать тесноту занесённого снегом старинного деревянного города с маленькими домами и церквами, плотно обступившими узкую улицу.


Москва XVI века. 1891
Москва XVI века. 1891


ЗАДАНИЕ


Узнайте больше об этом произведении из коллекции Третьяковская галереи. Виртуальная галерея

Прочитайте текст и выполните задания.

В 1898 году А. М. Васнецов отправился в заграничное путешествие. Он посетил Францию, Италию, Германию, где внимательно знакомился с жизнью и искусством этих стран, писал много этюдов, особенно в Риме и его окрестностях. Почерпнув много ценного для себя как художника, он возвратился на Родину. Однако при всей, казалось бы, полноте и незабываемости заграничных впечатлений Аполлинарий Михайлович вовсе не собирался отходить от своего основного творческого направления, от национальной тематики.

В 1899 году появилось одно из самых характерных для Васнецова эпических полотен – картина «Северный край. Сибирская река», которая была экспонирована на XXVII выставке Товарищества передвижников в Петербурге.


Северный край. Сибирская река. 1899
Северный край. Сибирская река. 1899


30 октября 1900 года Академия художеств в Санкт-Петербурге признала А. М. Васнецова своим академиком с формулировкой «за известность на художественном поприще», а через три года он был избран действительным членом Академии.

Обогащённый творческим опытом и длительной практикой живописца, Васнецов начал свою плодотворную, многолетнюю преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1901 году Аполлинарий Васнецов взял на себя руководство пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Преподавателем и одним из ведущих деятелей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Аполлинарий Михайлович пробыл в течение долгих семнадцати лет. Среди его учеников были С. В. Герасимов, В. В. Мешков, Б. И. Яковлев, В. В. Крайнёв, В. Ф. Штраних и другие, впоследствии ставшие известными советскими художниками. Работая с начинающими художниками, проникаясь их настроением, Васнецов испытывал новый прилив творческих сил. В 1902 году он создал одно из своих самых проникновенных полотен «Озеро».


Озеро. 1902
Озеро. 1902


Певец старой Москвы


В начале XX века Аполлинарием Васнецовым целиком овладела новая тема, связанная с жизнью древней Москвы. Картины Аполлинария Васнецова изображали средневековую Москву, её мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.

К числу работ первого типа относится картина «Улица в Китай-городе. Начало XVII века». На ней художник изобразил Китай-город – район, примыкающий с востока к Кремлю, который был центром городской торговой жизни. Автор не конкретизировал, что за события так взволновали жителей столицы, но ясно, что здесь передан тревожный, переломный момент русской истории.


Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900


Более просветлён и лиричен внешне суровый образ Москвы на картине «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века».


На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900


По-иному трактована жизнь древней Москвы в большом полотне «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века». Архитектурный фон картины составляет величественная панорама Московского Кремля в ясный зимний день.

Васнецов воссоздал здесь семипролётный каменный мост через Москву-реку, который находился в районе современного Большого Каменного моста. Изображение оживлено шумной жанровой сценой: на переднем плане движется веселящая народ группа скоморохов. Показ зимнего городского пейзажа с замёрзшей рекой и покрытыми снегом крышами потребовал яркой, звучной, декоративной живописной гаммы, которая хорошо соответствует карнавальной ситуации. Ясным зимним днём веселятся скоморохи. Создана поразительная по зрелищности картина и Кремля, и моста. Колорит картины – насыщенный и яркий, как того требует изображаемый праздник или просто веселье.


Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901
Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901


Мрачная страница русского Средневековья наглядно представлена в картине «Московский застенок. Конец XVI века». Архитектурный фон образует Константино-Еленинская башня Московского Кремля. К ней в XVI столетии был пристроен так называемый «застенок» – пыточная камера времён Ивана Грозного и Бориса Годунова. Событие, представленное в картине, заставляет содрогнуться от ужаса. В письме своему брату художник так рассказал об этой сюжетной ситуации: «Написал картину Московский застенок конца XVI века. Перед воротами застенка выброшены трупы людей, замученных на пытках, и за ними пришли родственники и знакомые, чтобы похоронить - тема почти современная нам». Эти слова хорошо раскрывают отношение автора к жестокости, насилию и бесправию, которыми так часто сопровождалась наша история.


Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912
Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912


В драматическую атмосферу времён Смуты переносит нас полотно «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века». Русь обессилена междоусобицами, феодальной враждой, самозванцами и иноземными захватчиками. Но незыблемо стоит Московский Кремль как оплот и залог победы над недругами. Реконструируя утраченную архитектурную среду внутри кремлевских стен, Васнецов умело передал красоту декоративного узорочья древних построек. Но это для него не было самоцелью. Через убедительно представленные детали он перешёл к эмоциональной образности показа прошлого. По деревянному настилу мостовой через Кремль стремительно мчатся два всадника – воин и монах. Не конкретизируя, не расшифровывая, кто они и с какой целью едут, художник заставил нас реально ощутить напряжённый пульс жизни той эпохи.


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913


ЗАДАНИЕ


Интерактивное задание

По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. А. М. Васнецов работал маслом, писал акварели, делал наброски карандашом, глубоко изучал работы историка Москвы И. Забелина. Вникал в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достиг более полной достоверности в своих картинах.


В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1915
В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1915


Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, написал большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Изображённое в картине состояние природы в яркий солнечный день помогает создать праздничный образ Москвы, выразить патриотические настроения и надежды художника.


Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925


Второй цикл составляют графические произведения Аполлинария Васнецова, посвящённые реконструкции облика древней Москвы. Основная их часть была создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. Это небольшие по размерам работы, для которых художник использовал особую технику: карандаш, уголь, акварель, белила на бумажной основе. Около 120 картин посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.


Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900
Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900
Москва. Конец XVII века. 1902
Москва. Конец XVII века. 1902
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926
Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926


ЗАДАНИЕ


Интерактивное задание


Как работал художник над созданием картин?


А. М. Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин. Художник провёл большую исследовательскую работу, задействовав в качестве источника летописные свидетельства, первые упоминания о Москве XII века и воспоминания современников той эпохи.

Вначале Аполлинарий Михайлович штудировал работы историков и археологов, делал выписки из исторических документов, затем исследовал город, выходил на место, которое предполагал воссоздать. Работая над очередной картиной, художник чертил план-карту местности, на которой красными чернилами отмечал строения, сохранившиеся до его времени, а чёрными – здания, фасады и формы, требующие воссоздания по историческим документам. Большая часть таких карт получалась тёмной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды видных историков, среди которых были Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский и его учитель Иван Забелин, а также к воспоминаниям иноземцев, посещавших Московию. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

О серьёзном отношении к работам можно судить по тому, что Аполлинарий Михайлович состоял в «Археологическом обществе», председательствовал в «Комиссии по изучению старой Москвы», выступал на собраниях общества «Старая Москва».

Благодаря такому отношению художника к своим работам, сегодня мы имеем возможность «переместиться во времени» и увидеть, какой была Москва в стародавние времена!

Аполлинарий Васнецов разрабатывал эскизы к картинам с Китайгородской стеной XVI века, Семиверхой башней Белого города XVII века, старым устьем реки Неглинной начала XVIII века, Пушечно-литейным двором на Неглинной.


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век
Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке
Старое устье реки Неглинной
Старое устье реки Неглинной


В главной роли на исторических картинах Аполлинария Васнецова почти всегда оказывается архитектура, а бытовые сцены только подчеркивают особенности эпохи. Но «Красная площадь во второй половине XVII века» стала практически энциклопедией, по которой можно изучить один день из городской жизни того времени и бытовые детали прошлого.


Красная площадь во второй половине XVII века
Красная площадь во второй половине XVII века


Художник легко воссоздал ансамбль Красной площади — Собор Василия Блаженного, Лобное место и, конечно, Спасскую башню с кремлевской стеной. Все это он мог рисовать, стоя у Государственного исторического музея.



ЗАДАНИЕ


Интерактивное задание

В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов вновь возвратился к истокам своего творчества, – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений 1920-х годов. В 1925 года в письме другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!.. Особенно, когда на природе и когда природа красива!»


Москва. Найдёновская усадьба XIX в. Ротонда Миловида. 1921
Москва. Найдёновская усадьба XIX в. Ротонда Миловида. 1921
Облака и золотые купола. Симонов монастырь. 1927
Облака и золотые купола. Симонов монастырь. 1927
Башня Дуло и корпус Сушило. 1927
Башня Дуло и корпус Сушило. 1927


До наших дней сохранилась лишь часть архитектурного ансамбля монастыря, изображённая на этюде.

С 1926 по 1933 год Васнецов в основном писал тихие московские уголки, стараясь запечатлеть памятники архитектуры, которые через несколько лет будут разрушены. Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находил в городских парках, среди притаившихся в зелени старинных домов, усадеб и древних монастырей. Коломенское и Лефортово, Найдёновская усадьба и Головинский парк, Красная площадь и Симонов монастырь.



ЗАДАНИЕ


Совершите виртуальную прогулку по этим местам на карте современной Москвы и узнайте их историю.

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В апреле 1965 года в Москве открылся Музей-квартира Аполлинария Васнецова.


Видео

ЗАДАНИЕ


Посмотрите видеосюжет «Музей-квартира Аполлинария Васнецова» и выполните задания рабочего листа.


Художник и учёный, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины – таков был этот замечательный человек в глазах современников.

«Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...» – пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.



ВИКТОРИНА



Задание № 1


Знаменитый оперный певец Ф. Шаляпин написал замечательные слова: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такие именно были братья Васнецовы...»

Рассмотрите два портрета и определите, какой из них принадлежит младшему брату знаменитого Виктора Васнецова.



Задание № 2


Кто написал портрет Аполлинария Михайловича Васнецова?



Это автопортрет Василий Иванович Суриков Николай Дмитриевич Кузнецов Виктор Михайлович Васнецов



Задание № 3


Прочитайте текст.

Безмолвны холодные светлые воды озера. Как древние стражи его тайны, обступили его со всех сторон раскидистые замшелые деревья. Странные белые цветы выросли на краю этого озера. Одинокая женская фигура, собирающая их, торжественно застыла, склонившись за очередным цветком.

Определите, о какой картине художника идёт речь.

Ахтырка. Вид усадьбы
Северный пейзаж
У Воробьевых гор
Озеро
Северный край


Задание № 4


На первой для себя передвижной выставке в 1883 году Аполлинарий Михайлович выставил два небольших пейзажа. Картину «Серый день» приобрел П. М. Третьяков. Этот пейзаж находится в постоянной экспозиции в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Укажите, какую картину приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи.



Задание № 5


Из предложенных картин выберите работы художника А. М. Васнецова.



Задание № 6


А. М. Васнецов считается одним из основоположников жанра исторического пейзажа. Он воссоздавал облик старой Москвы на основе исторических документов и археологических исследований.

Установите соответствия между картинами и их названиями.

Московский Кремль при Иване Калите Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году Московский Кремль при Дмитрии Донском Московский Кремль при Иване III


Задание № 7



На этом сказочном пейзаже Аполлинарий Васнецов изобразил укрытые пушистым снегом сосны и ели. Весь лес будто укутан воздушным белоснежным одеялом и видит волшебные сны.

Зимний сон Зимний лес Волшебница-зима Матушка-зима

Задание № 8

Аполлинарий Васнецов признавался, что научился рисовать благодаря старшему брату Виктору. Перед вами две картины.

Определите авторство каждого из братьев.

A
A
Б
Б


Выберите верный вариант ответа.

Автор обеих картин Аполлинарий Васнецов. Б – картина Виктора Михайловича, А – его брата. А – картина Виктора Васнецова, Б – Аполлинария Васнецова. Обе картины написаны Виктором Васнецовым.


Задание № 9

Отметьте, в каком году Аполлинарий Михайлович Васнецов стал руководителем пейзажной мастерской Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1903 году В 1875 году В 1901 году В 1918 году

Задание № 10

В 1926 году Аполлинарий Михайлович Васнецов создал последнюю картину, являющуюся своего рода отражением его внутренних переживаний на закате жизни.

Первое название картины – «Всё в прошлом». Однако специальная комиссия не пропустила произведение на персональную выставку художника по причине «нежизнеутверждающего» названия.

Укажите второе название, которое дал картине Аполлинарий Васнецов.

«Опустошение» «Шум старого парка» «Ноктюрн Шопена» «Сильный ветер»