Известный русский книгоиздатель и предприниматель Иван Дмитриевич Сытин (1851–1934) родом из села Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где его отец служил волостным писарем. Будущий книгоиздатель закончил только три класса, после чего был вынужден начать долгую трудовую жизнь: семья отчаянно нуждалась в деньгах.
В 1866 году Иван Сытин явился к московскому купцу Шарапову с рекомендательным письмом и был взят на службу «мальчиком» в книжно-картинную лавку. Расторопный, не гнушавшийся никакой работой подросток понравился хозяину, со временем стал продавцом и в течение десяти лет вырос до главного приказчика в магазине. Вскоре он стал вести всю торговлю лубками. Снабжая печатной продукцией торговцев-офеней, Сытин не только занимался торговлей, но и изучал рынок, ездил вместе с ними по стране. На нижегородской ярмарке он решил обучить разносчиков более эффективному способу торговли книжной продукцией. Вокруг Сытина стали объединяться торговцы, образовалась артель, которая приносила хорошую прибыль.
Но завести собственное дело предприниматель смог только после свадьбы с купеческой дочерью Евдокией Соколовой. Четверо старших из 10 его детей, повзрослев, стали работать вместе с отцом. На приданое жены и кредит, взятый у купца Шарапова, Сытин купил французский станок, печатавший в пять красок, и открыл свою литографию. Такой станок был настоящей редкостью в то время. Благодаря сочетанию невысокой цены и хорошего качества товар, выпускаемый литографией, пользовался высоким спросом и приносил большую прибыль. В короткий срок предприниматель вернул все долги, открыл свою лавку у Ильинских ворот и вскоре учредил книгоиздательство «Товарищество И.Д. Сытин и К°».
Иван Дмитриевич Сытин стал ведущим производителем массовой книжной продукции в России. Он владел двумя крупными типографиями – газетной и книжной, которые были оснащены самой передовой по тем временам полиграфической техникой. Он открыл 16 магазинов по продаже печатных изданий в разных уголках страны. Сытин был одним из первых российских предпринимателей, вышедших на мировой рынок.
В 1917 году предприниматель был вынужден передать свою типографию государству. Он продолжал заниматься любимым делом, устраивал книжные выставки, вел переговоры с зарубежными поставщиками, ездил за границу.
В 1928 году советское правительство назначило Ивану Дмитриевичу персональную пенсию и закрепило за ним квартиру в Москве. Именно здесь были написаны мемуары «Жизнь для книги».
«Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный издатель, вышедший из народа». А.П. Чехов.
«Иногда из бесформенной массы народа выбираются на поверхность жизни какие-то особенные, крепкие, очень трудоспособные люди. Эти люди ценны не только своей работой, но, быть может, гораздо более тем, что они указывают нам на существование в народной массе энергии очень богатой, гибкой и способной к великому труду, к могучим достижениям.
Мне хорошо известно, как чудовищно труден путь этих выходцев из народа <…> Одним из таких редких людей я считаю Ивана Дмитриевича Сытина, человека, весьма уважаемого мною». М. Горький.
«Иван Дмитриевич Сытин, сам вышедший из народа и на собственном опыте оценивший значение книги для самообразования, направил всю свою кипучую энергию на широкое распространение книги, на удешевление ее и достижение небывалых в России успехов. Честь ему и слава!» М.В. Челноков.
«Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником. Это потому, что наша интеллигенция, наши писатели, наши художники, с которыми я работал, всегда готовы идти навстречу народу». И.Д. Сытин.
13 сентября 1866 года в 6 часов вечера И.Д. Сытин вместе с провожатым прибыл в Москву, где вскоре начал работать в лавке купца Петра Николаевича Шарапова: Лубянская площадь, у Ильинских ворот.
(Из воспоминаний. С радостью шли мы на Таганку. Переночевали у знакомой моего провожатого, служившей
в няньках. Няня жила в доме гимназии. Она напоила нас чаем и дала ночлег в кухне. На другой день рано
утром пошли мы к Ильинским воротам. Лавка Шарапова была против часовни в ряду деревянных балаганов. Через
полчаса лавку открыли. Я робко вошел и подал письмо приказчику. Пришел хозяин, старец почтенного вида,
истово помолился на образа. Ему подали мое письмо. Посмотрел.
– Ну что же, ладно. Возьмите его, Василий Никитич, – сказал он главному приказчику. – Служи честно и
усердно – будет хорошо).
Иван Дмитриевич Сытин открыл свою литографию близ Дорогомиловского моста. Предприятие размещалось в трех небольших комнатах и имело одну литографическую машину, на которой печатались лубки. Квартира располагалась поблизости. Каждое утро И.Д. Сытин сам разрезал картины, складывал их в пачки и увозил в лавку Шарапова.
Сытин купил собственный дом на Пятницкой, оборудовал литографию на новом месте (ныне Первая образцовая типография) и приобрел еще одну литографическую машину. 1 января 1883 г. предприниматель открыл свою первую книжную лавку на Старой площади, в феврале основал «Товарищество И.Д. Сытин и К°»; «помещение: 5 аршин в ширину и 10 в длину».
В 1904 году Иван Дмитриевич Сытин приобрел на Тверской четырёхэтажный дом с мезонином в стиле модерн (создан по проекту А.Э. Эрихсона, в 1905–1906 годах перестраивался). На первом этаже здания были обустроены торговые помещения, второй и третий отведены под издательство «Русское слово», а верхний этаж служил жильем для предпринимателя и его семейства. В 1918 году производственные помещения стали использовать для издания газеты «Известия». Сытин жил в этом доме до 1928 года.
Из истории дома. В разное время здесь размещались редакции газет «Правда» и «Труд». А в 1979 году особняк немного подвинули в сторону Настасьина переулка (ввиду строительства новых корпусов издательства «Известий»).
В 1928 году И.Д. Сытину назначили персональную пенсию, а за его семьёй была закреплена квартира на Тверской (д. № 38, кв. 274. Ныне ул. Тверская, д. № 12).
Идея создания музея в квартире, где Иван Дмитриевич Сытин провел последние семь лет жизни, принадлежит его наследникам – младшему сыну Дмитрию Ивановичу, дочерям Анне Ивановне и Ольге Ивановне, в прошлом библиографам. В течение многих лет они по крупицам собирали образцы печатной продукции, бережно храня оставшиеся в семье фотографии, документы, письма, художественные адреса, вещи и предметы быта. В 1971 году Дмитрий Иванович Сытин передал коллекцию государству.
В 1986 году открылся Музей И.Д. Сытина. Коллекция была передана Всесоюзному обществу любителей книги. Впоследствии было создано акционерное общество, а затем автономная некоммерческая организация АНОК «Музей-квартира И.Д. Сытина». Здесь более 20 лет сохраняли и увеличивали уникальную коллекцию памятников материальной культуры и ценнейших документов конца XIX – начала XX века.
В 2016 году Музей-квартира И.Д. Сытина была передана городу, в фонды Государственного музея – гуманитарного центра «Преодоление» им. Н.А. Островского (ныне Государственный музей – культурный центр «Интеграция» им. Н.А. Островского). На тот момент в коллекцию входили около 1400 экземпляров печатных изданий, 44 художественных юбилейных адреса, 62 предмета быта и мебели, 22 произведения живописи и скульптуры, более 400 единиц хранения семейного сытинского архива.
Уникальность коллекции и квартиры в том, что они представляют единое целое, восстанавливающее и передающее зрителю дух эпохи начала XX века. В 2019 Музей-квартира И.Д. Сытина, расположенная на Тверской, 12, была отреставрирована и открылась для посетителей.
«В коридоре нас встречает подлинный парадный фотопортрет Ивана Дмитриевича с женой, созданный в 1901 году. Здесь же стоят принадлежавшие Сытину чемоданы, сделанные в Германии. Он часто бывал там – закупал бумагу. Внутри шляпной коробки написана его фамилия. В первой комнате можно увидеть рабочий макет печатного станка и детские книги из сытинской типографии».
Век издательской империи Сытина был сравнительно недолгим, но ярким. В современной России до сих пор нет медиахолдинга, который бы включал в себя и типографию, и издательство, и средства массовой информации, и торговые сети.
В 1914 году «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина» выпускало 25% всей книжной продукции в России. Каким образом приказчику из магазина, торгующего лубочными картинками, удалось превратиться в удачливого бизнесмена?
«Я был боек, предупредителен, очень много работал…» – напишет в мемуарах Иван Дмитриевич Сытин уже в советское время. Вспоминая детство, он сетовал, что, пока его сверстники пасли коз и гусей, он, писаренок, сидел дома, вызывая насмешки и зависть. Из начальной школы он вынес знание Псалтири и Часослова. Если верить современникам, до конца дней писал с ошибками.
Зато с коммуникабельностью и коммерческой хваткой проблем не было. Отправленный на Нижегородскую ярмарку помогать родственнику, торговавшему мехом, он нашел себя: бегал по поручениям, подносил товар, работал зазывалой. Родственник был очень доволен помощником и посоветовал ехать в Москву – устроиться там на работу в меховую лавку купца Петра Николаевича Шарапова. Однако обещанное место оказалось занятым, и Иван Сытин устроился в книжную лавку того же хозяина. Здесь торговали лубочными книжками; ассортимент едва ли превышал полторы сотни наименований. При лавке была небольшая литография, часть лубков здесь же и печатали.
Главными покупателями были офени, которые, забирая небольшие партии товара, развозили его по всей стране. Отчасти торговые операции носили меновой характер. Ярко раскрашенные книжки меняли на домашний холст, сушеные грибы и т.д. Эти продукты натурального обмена офени сдавали книготорговцу, которому предстояло думать об их реализации. Так что расчет с контрагентом был непростой задачей.
В обязанности подростка входило общение с этими народными коммерсантами. Он кормил офеней в трактирах, водил в баню (так традиционно отмечались завершенные сделки), несколько раз ему приходилось сопровождать груженные книгами телеги до Харькова. Он начал расширять сеть агентов, вербуя распространителей среди крестьян-покупателей. Для многих из них эта мелкооптовая торговля оказалась социальным лифтом.
Пожилой Петр Шарапов охотно отправлял энергичного приказчика в деловые поездки. Например, Иван Сытин отвечал за его книжный прилавок на Нижегородской ярмарке. Именно там Иван Дмитриевич начал менять торговую политику Шарапова. Обычно купец вез на ярмарку книги, которые плохо продавались в Москве: рассчитывал, что поток случайных посетителей будет огромным и товар так или иначе раскупят. Сытин же пытался понять, чего действительно хотели люди. Ведь большинство покупателей составляли не очень грамотные крестьяне, которым нужно было накупить увлекательных книжек с яркими картинками на всю деревню.
Лавку рекомендовали знакомым, «сарафанное радио» работало прекрасно, и от покупателей не было отбоя. В результате невостребованные книги возвращались в Москву, но оборот торговли существенно вырос, и это уже никого не волновало.
Сытин довольно быстро приобрел репутацию перспективного купца, и следующим его шагом должен был бы стать уход из книжной торговли, которая не могла принести серьезных денег. Но менять род деятельности молодой предприниматель категорически не хотел. В 70-е годы XIX века стремительно увеличивалась доля грамотного населения. Отчасти благодаря многочисленным просветителям-энтузиастам, отчасти благодаря тому, что правительство решило учить грамоте солдат, отчасти благодаря общей бюрократизации государства: все большему количеству людей приходилось читать и подписывать бумаги.
В конце концов Сытин отделился от Петра Шарапова. 7 декабря 1876 г. он открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.
Приобретя станок, который стоил в несколько раз больше, чем те, на которых обычно печатались лубки, Сытин не только отказался от штата работников, которые вручную раскрашивали картинки, но и смог предложить публике продукт яркий, модный, выгодно отличающийся от товара конкурентов. Три первых лубка: «Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает», «Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками» и «Как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна» – были больше похожи на академические картины, чем на народную гравюру. Но по-настоящему новая литографическая машина показала свои возможности в 1877 году, когда началась Русско-турецкая война. Буквально с первых ее дней Сытин приступил к печатанию копий карт, где обозначались укрепления и расположения воинских частей. Карты имели общий заголовок «Для читателей газет. Пособие». Это была гениальная идея. Ежедневные газеты не имели технической возможности помещать на своих страницах иллюстрации, а читать отчеты о военных действиях и представлять, что происходит, не заглядывая в карту, довольно сложно. Конкурентам Сытина понадобилось три месяца, чтобы понять, какое золотое дно нашел никому не известный книгоиздатель. А когда они наладили производство карт, оказалось, что оптовики уже привыкли брать этот товар у Сытина, принося ему приличные доходы.
Предприниматель работал на массовый спрос. В модернизирующейся стране это было правильной стратегией. Крестьянин по происхождению, он очень хорошо представлял своего читателя, поэтому выпускаемая им продукция не только соответствовала вкусам потребителя, но даже была чуть впереди. Сытин сделал смелый шаг – поучаствовал во Всероссийской торгово-промышленной выставке. Экспозицию посетила царская семья, издатель одарил венценосных особ детскими книжками и получил бронзовую медаль – высшую награду, на которую по закону мог претендовать представитель крестьянского сословия.
Помимо лубков и календарей Сытин активно осваивал сегмент детской и учебной литературы. Напечатав по чьей-то просьбе тираж наглядных пособий для школьников, он оценил масштаб этого рынка и выхлопотал для своих изданий «высочайшее утверждение». Это давало возможность получения государственных заказов. Иван Сытин одним из первых понял, что благодаря развитию школ в деревнях грамотных среди подростков стало куда больше, чем среди их родителей. Литература для юношества существовала, но стоила запредельно дорого. Оценив перспективы, Сытин начал массовыми тиражами печатать Жюля Верна, Конан Дойля, Фенимора Купера.
В 1884 году к издателю обратился Владимир Чертков, многолетний соратник и секретарь Льва Николаевича Толстого, предложивший напечатать приличным тиражом четыре небольшие книги для народа. Три из них принадлежали перу Льва Толстого («Чем люди живы», «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не сразу скажет») и одна – Николая Лескова («Христос в гостях у мужика»). Чертков обещал оплатить тираж при условии, что книги будут раздаваться даром.
Практичный Иван Дмитриевич предложил издавать не картинки с многословными подписями, а брошюры, которые стоили бы не дороже лубочных книжек. Сытину принадлежало и название нового издательства – «Посредник». Здесь сочетались два смысловых плана: риторика народников, считавших себя посредниками между народом и культурой, и указание на то, что книги будут распространяться через посредников-офеней. Чтобы пообщаться с ними, в магазин к Сытину приходил сам Лев Толстой.
Иван Дмитриевич приложил максимум усилий, чтобы превратить коммерчески несостоятельный проект Черткова в процветающее предприятие. Он призвал отказаться от бесплатной раздачи книг, но при этом добивался, чтобы издания «Посредника» стоили не дороже лубков. Экономили на всем, гонорары были минимальными, а то и совсем не предполагались. Но от авторов не было отбоя – печататься в «Посреднике» было престижно, и почти все русские классики поучаствовали в этом проекте. Успех у образованной публики был полным, книги неплохо расходились, однако наблюдательный Сытин довольно быстро понял, что к народному просвещению этот успех имеет весьма приблизительное отношение. По его просьбе приказчики в книжном магазине начали расспрашивать покупателей и выяснять, кто и почему покупает книги «Посредника». Выяснилось, что охотно и помногу книги покупают состоятельные дамы, чтобы раздавать в близких к их загородному имению деревнях. Состоятельные мужчины книг «Посредника» почти не приобретали, говорили, что все это уже читано, а нового издательство печатает мало. Простые же люди изданиями «Посредника» не интересовались вовсе – они казались им скучными, ведь там не было ни колдовства, ни разбойников.
Чтобы сбить народ с толку и заставить его покупать продукцию издательства, Сытин начал выпускать в похожем дизайне чисто коммерческую литературу (сонники, детективы, любовные романы). Такие уловки давали определенные результаты, но радикально изменить ситуацию не могли.
Поскольку «Посредник» был связан с Толстым, Сытин оказался в центре политических страстей. В 1888 году появился закон, согласно которому для торговли книгами офени должны были получать специальное разрешение губернатора. Одновременно запрещалась торговля книгами в любых магазинах, кроме специализированных. Это было страшным ударом не столько по «Посреднику», сколько по другим сытинским проектам. Для офеней регистрация часто оказывалась непреодолимым препятствием. А открытие в деревнях специализированных книжных магазинов представлялось абсурдом. К тому же основная аудитория сытинских изданий была лояльна власти, и слухи о политической неблагонадежности его книг стали мощнейшей антирекламой. Пришлось менять дизайн изданий «Посредника», чтобы новые книги не вызывали крамольных ассоциаций.
Отношения с Чертковым, да и с Толстым становились все более напряженными, однако окончательно выйти из дела Сытину удалось только в 1910 году.
После смерти Льва Николаевича именно Сытин выпустил полное собрание его сочинений стотысячным тиражом. На вырученные деньги была выкуплена земля в Ясной поляне и, как завещал Толстой, передана крестьянам. Этот поступок издателя получил широкий отклик в обществе.
В 1891 году лубочно-просветительское предприятие Сытина было преобразовано в «товарищество на паях», то есть в акционерное общество – «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина». Чтобы возглавить такую организацию, Сытину пришлось записаться во вторую купеческую гильдию. Согласно российским законам того времени, это не только давало право заключать сделки на сумму свыше 20 тыс. рублей и ездить по городу в коляске, запряженной парой лошадей, но и освобождало от телесных наказаний.
В 1890 г. «Товарищество И.Д. Сытина» владело типографией, словолитней и фотоцинкографией. В течение последующих шести лет были приобретены еще фототипия, фотография и создана школа технического рисования; образовался своеобразный полиграфический комбинат. Сытин почти сразу после образования акционерного общества (в 1895 г.) оснастил свою типографию 36 печатными машинами и 13 ручными печатными станками. Впоследствии он использовал любую возможность, чтобы посещать зарубежные полиграфические выставки и покупать технические новинки.
Сытин стремился изменить традиционный ассортимент «Товарищества», в особенности он следил за обновлением сюжетов выпускаемых картин. Для этого он привлек к их подготовке Историческую и Географическую комиссии учебного отдела Общества распространения технических знаний. Сытин прославил себя не только объемами производства. Почетное место в истории отечественной культуры ему обеспечил ряд юбилейных и энциклопедических проектов. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий.
Иван Дмитриевич Сытин перестал восприниматься как издатель второсортной литературы и превратился во вполне респектабельного человека. Бывший крестьянин построил медиаимперию, которая к 1914 году издавала четверть всей российской печатной продукции. Сытин печатал и газеты, и школьные учебники, и собрания сочинений классиков, и календари, и дешевую массовую литературу.
К началу Первой мировой войны оборотный капитал «Товарищества И.Д. Сытина» превысил 14 млн руб., а паевой фонд достиг 3,4 млн руб., что составляло седьмую часть вложений всех 42 российских акционерных обществ издательского и печатного дела. Планомерно добиваясь снижения себестоимости продукции, Иван Дмитриевич с 1910-х годов стал интересоваться отраслями, снабжавшими полиграфию сырьем и топливом. В 1913 году он создал писчебумажный синдикат и таким образом обеспечил контроль над ценами на поставляемую бумагу. Спустя три года он учредил товарищество в нефтяной промышленности, застраховав себя от скачков цен на топливо. Наконец, завершающим штрихом в плане реорганизации массового книгопечатания стал сытинский проект создания «Общества для содействия улучшению и развитию книжного дела в России». Предполагалось, что круг деятельности этой организации будет очень широким – помимо производства и сбыта печатной продукции, общество должно было заниматься подготовкой специалистов, поставками оборудования и расходных материалов, организацией полиграфического машиностроения, а кроме того, библиографией и развитием сети библиотек. В рамках создаваемого под видом общественной организации холдинга предполагалось дальнейшее срастание частнопредпринимательских и государственных интересов. Рост сытинского предприятия историки книжного дела связывают с разразившимся в начале XX века кризисом, способствовавшим концентрации полиграфического производства.
Монополизм – высшая стадия капитализма. Создание крупных промышленных корпораций, объединяющих множество предприятий, привлекающих банковский капитал для кредитования развития производства и захватывающих значительную долю рынка в определенных сферах, – тенденция общемировая. В этом плане деятельность Сытина можно рассматривать как классический пример образования монополии в книжном деле. Во время кризиса «Товарищество И.Д. Сытина» поглотило два сравнительно крупных московских предприятия: в 1903 г. – типографию А.К. Васильева, а в 1904 г. – литографию М.Т. Соловьева. Этот процесс продолжался и в последующие годы. В 1909 г. Сытин приобрел контрольный пакет «Контрагентства А.С. Суворина», став фактически хозяином громадной сети киосков на важнейших железнодорожных линиях страны. Он откупил у Московской городской управы более половины лучших в городе мест для продажи газет.
К 1917 году Сытин имел целую сеть книжных магазинов по всей стране – четыре в Москве, два в Петрограде, торговые точки в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Иркутске, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Воронеже, Киеве, Харькове, Одессе. У предпринимателя были магазины и за рубежом – в Варшаве и Софии.
Желая привлечь к себе лучших мастеров, Сытин всегда платил больше, чем его конкуренты, но, как и во всех московских типографиях, рабочий день у него продолжался 12 часов, в то время как у петербургского издателя А.Ф. Маркса никогда не превышал 10. На сытинских предприятиях рабочие частенько допускали брак, однако он никогда не прибегал к репрессивным мерам. Издатель был сторонником попечительной политики С.Ю. Витте, который провел первый закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и разработал проект закона об обязательной врачебной помощи рабочим за счет предпринимателей. Сытин аккуратно отчислял 3% от общей суммы зарплаты в ссудо-сберегательную кассу предприятия и регулярно выдавал традиционные «наградные».
Перед самой революцией правление «Товарищества» решило учредить пенсионную кассу для рабочих (ранее пенсии выдавались избирательно) и лечебницу, на создание которой Иван Дмитриевич пожертвовал 100 тыс. рублей. В 1903 г. «Товарищество» учредило школу технического рисования и технического дела. При приеме в школу предпочтение отдавалось детям служащих и рабочих «Товарищества», а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет «Товарищества».
В 1916 г. исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И.Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 г. Было выпущено роскошное издание «Полвека для книги», в подготовке которого приняли участие около 200 авторов, среди которых были А.И. Куприн, М. Горький, Н.К. Рерих, Н.А. Рубакин.
Российская империя доживала последние дни. Грянула революция; Сытин предпочел остаться в России. Его предприятия были национализированы, в частности, типография была переименована в Первую Образцовую типографию (Пятницкая улица, д. №71/73). В 1918 г. в ней была отпечатана первая краткая биография В.И. Ленина. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 г.
Сам Сытин говорил:
«Для меня, как для частника, наступил кризис. Но то, что нами сделано, все, что нами построено, все остается в целости, передается хозяину – народу. Значит, никакого тут кризиса нет, а просто передача из рук в руки. И не думайте, что я сожалею. Нет».
«Да, мне теперь уже ничего не принадлежит, да и на что мне это? Остаюсь я по-прежнему при деле, и это самое главное. Денежки, которые текли к нам от народа, теперь пришлось обратно вернуть ему же, народу. Так оно, видно, и должно быть...»
«Я не раз говорил и сейчас... скажу: все мое производство принадлежит государству. Мне прибылей не надо, мне бы только работать... Если большевики за просвещение народа, то и я с ними – коммунар!»
Иван Дмитриевич Сытин организовал свое предприятие в стране, население которой в было в основном неграмотным. Будучи талантливым предпринимателем, он тщательно изучал рынок. Запросы города и деревни отличались разительно: изысканная публика требовала новинок, а крестьяне – сюжетов с приключениями и ярких красок.
Неизменной популярностью пользовались лубки. Для большинства людей, едва обученных грамоте, это было хорошо знакомое и наиболее доступное печатное издание. Практически в каждой русской избе можно было увидеть на стене нарядные картинки с незатейливым сюжетом и доходчивым текстом. Лубки были по карману даже самым несостоятельным покупателям. В основном изображались эпизоды из сказок, былин, популярных сюжетов о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, исторических сказаний и народных песен.
Сытин развивал это направление. Он автоматизировал производство и привлек к созданию лубков известных художников: М.О. Микешина, В.М. Васнецова. Сотрудничество Сытина с Микешиным было плодотворным, хотя и недолгим: тандем вскоре распался, однако успел выпустить комикс. В то время в народе был популярен анекдот о простодушном мужике и хитром цыгане. Издатель и художник решили запечатлеть его сюжет на лубке: шесть карикатурных картинок на одном листе. Название было звучным и лаконичным: «Цыган и Епифан».
Это был успех: тираж разлетался, как горячие пирожки. Через несколько лет Микешин предложил Сытину издать продолжение, причем не одним листом, а «книжечкой, чтобы картинки были в красках и при каждой – краткий, но отлично составленный в народном духе, стихами – текст». Примечательно, что текст написал известный русский драматург Александр Николаевич Островский.
Рисунков предполагалось девять: краткая забавная история и мораль. Сюжет таков: Епифан везет яйца на базар, цыган обманывает его и завладевает товаром. Мужик совершает вынужденную кражу и спасается бегством от разъяренной толпы. А воришка получает по заслугам: ему приходит конец от неумеренного обжорства. К сожалению, эта идея так и не была реализована.
Для крестьян выпускались не только лубки. Сытинская типография издавала красочно оформленные календари, которые Сытин сравнивал с «единственным окном, через которое они [крестьяне] смотрели на мир». Первый Всеобщий календарь в строжайшей готовили к изданию в течение пяти лет. После выхода из печати он стал настольной книгой и одновременно универсальным справочником для всей семьи на все случаи жизни. Для этого календаря, очень дешевого, изящного и доступного по содержанию, Сытин закупил специальные ротационные машины. Это позволило значительно увеличить темп производства и снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Однако развлекательным чтением дело не ограничивалось. Издатель содействовал делу народного просвещения: именно в его типографии начали печатать доступные по цене книги с произведениями Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. У книг были красочно оформленные обложки, их иллюстрировали популярные художники.
История лубка на Руси берет начало с XVII века: первые изделия подобного рода печатались в типографии Киево-Печерской лавры, а в Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 для семилетнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда – в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность.
Вначале тематика изображений была лишь религиозной (сцены из житий святых и Евангелия). Постепенно появлялись иллюстрации к русским сказкам, былинам, популярным сюжетам о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве) и народным песням.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление в тех местах, которые должны были остаться белыми. Смазанная краской доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге картинки назывались «простовики». Их отвозили в подмосковные и владимирские деревни, где специальные артели, состоящие из женщин и детей, занимались раскраской лубка. Этот способ был далек от совершенства: вместо кисти использовалась заячья лапа, краска выходила далеко за контуры рисунка, да и цвета зачастую выбирались произвольные.
Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин: художники тонким резцом на медных пластинах гравировали штриховкой рисунок со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ раскрашивания картин оставался тот же.
Сытин автоматизировал этот процесс. Его первые литографские лубки назывались «Петр I за учителей своих заздравный кубок поднимает», «Как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками», «Как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна».
«С первых же дней своего существования "Товарищество" стало подумывать об издании народного календаря... В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, отрезанные от центров русским бездорожьем и русским расстоянием, люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом – ни книг, ни газет, ни школ у них не было... По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни... За издание календаря я взялся не сразу и готовился к этому целых пять лет. Необходимо было позаботиться о выписке из-за границы специальных ротационных машин и оборудования, создать целый ряд приспособлений для размножения календарей в огромных, еще не слыханных в России размерах» (И.Д. Сытин).
С 1883 года «Товарищество» Сытина приступило к изданию календарей. В 1884 г. на Нижегородской ярмарке появился первый «Всеобщий календарь на 1885 год». На обложке был изображен русский богатырь, а также смотрящие на него создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Внутри было много цветных вкладышей, которые можно было повесить на стену.
Из самого календаря было можно извлечь разнообразную информацию – от содержания Жалованной грамоты дворянству и статей про Глеба Успенского и Михаила Глинку до рецепта против лишая и полезных советов охотнику. Оформление Сытин поручал первоклассным художникам, по поводу содержания советовался с Л.Н. Толстым. «Всеобщий календарь» достиг невиданного тиража – шести миллионов экземпляров. Календари, включающие в себя и сведения о продолжительности дня и ночи, и церковный календарь, и список государственных праздников, и сведения об элите государства, и обзоры открытий, изобретений, успехов науки, техники, земледелия, промышленности и пр., читали все. Стоит только вспомнить, что Евгений Онегин, заглянув в шкафы покойного дяди, «В одном нашел тетрадь расхода, в другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой И календарь осьмого года; Старик, имея много дел, В иные книги не глядел».
Первым составителем сытинских календарей, а также их редактором в течение 17 лет был Н.А. Фелицын. Также в разные годы редакторский пост занимали Н.А. Полушин и Н.В. Тулупов. С 1908 г. по 1911 г. заведование разросшимся календарным делом разделилось между сыном книгоиздателя В.И. Сытиным и Я.В. Борисовым.
Предприниматель пытался наладить обратную связь с читателями, поэтому в календаре помещалась просьба писать в редакцию, о чем стоило бы рассказать в следующих выпусках. Читатели из разных углов России выражали пожелание, чтобы «“Всеобщий Русский календарь” был светочем – вроде “первоначального словаря”, куда бы всякий раз в свободные минуты мог заглянуть наш крестьянин…»; чтобы «были картинки родного края», «фотографии Урала и Кавказа с морем», «виды войны, разных событий, городов и редких достопримечательностей», чтобы писали «о Государственной Думе и прочих делах в России».
В 1890 году И. Сытин выпускал Общеполезный календарь, Народный сельскохозяйственный календарь, Малый Всеобщий календарь, Киевский календарь, Старообрядческий календарь и многие другие. С 1911 года стал выходить отрывной «иллюстрированный» календарь, немалую долю занимали и «карманные» календари в виде маленьких книжечек. Ассортимент быстро разрастался. Необыкновенная популярность календарей требовала все новых видов и наименований. К 1916 г. их число достигло 21, причем тираж каждого был многомиллионным.
Своеобразным итогом календарной эпопеи И. Сытина стал «Советский календарь» на 1919 год. Формально он был выпущен издательством Всероссийского центрального исполнительного комитета, но на деле публикацией занималось «Товарищество И.Д. Сытина».
Одним из самых успешных проектов Сытина стал выпуск ежедневной газеты «Русское слово». В комнате заседаний редакции висел большой портрет А.П. Чехова. Именно этот писатель, который много лет был знаком с Сытиным, охотно издававшим его произведения, посоветовал предпринимателю выпускать ежедневную газету.
28 августа 1897 года был подписан акт продажи газеты: Сытин купил ее у прежнего издателя А.А. Александрова за 15 тысяч рублей. В «Русском слове» печатались почти все литературные знаменитости начала ХХ столетия: А.А. Блок, И.А. Бунин, В.Я. Брюсов, М. Горький, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский и многие другие. В короткий срок издание превратилось в крупное предприятие. Были приглашены талантливые прогрессивные журналисты: Ф.И. Благов, А.В. Амфитеатров, В.М. Дорошевич, В.А. Гиляровский, Г. Петров, В.И. Немирович-Данченко и другие. Тираж газеты в начале XX века приблизился к миллиону экземпляров.
Официальным главным редактором «Русского слова» с мая 1901 года был зять И.Д. Сытина Ф.И. Благов. Фактически с 1902 года её редактировал «король фельетонистов» В.М. Дорошевич, который ввел в редакции четкий распорядок работы и железную дисциплину. Главными для издания Дорошевич считал факты, которые следовало получать как можно скорее и излагать как можно оригинальнее – ни в коем случае не из вторых рук. С этой целью «Русское слово» обзавелось петербургским филиалом. Именно оттуда оперативно доставлялись все столичные политические новости. Для передачи информации чаще всего использовался срочный телеграф, а затем телефон. Значительные расходы на ультрасовременные по тем временам средства связи с лихвой компенсировались свежестью информации. Также для издания была сформирована сеть собственных корреспондентов в крупнейших провинциальных городах (она насчитывала более 100 человек). Благодаря их работе газета располагала самыми интересными новостями из регионов.
Команда «Русского слова» умело подстраивалась под общественные настроения. Идеалами издания были конституционная монархия с наделённым широкими полномочиями парламентом и высокоразвитое, просвещённое гражданское общество. В годы первой русской революции и позднее на ее страницах встречалось немало критических, обличительных материалов, направленных против царского правительства. В целом профиль издания можно было определить как оппозиционный, хотя (и это было принципиально для Сытина) газета оставалась «беспартийной»: она не отражала взглядов какой-то одной конкретной политической партии. В числе других в «Русском слове» появлялись статьи, прославлявшие царскую династию. А с началом Первой мировой войны оно заняло ярко выраженную оборонческую позицию – и вновь угадало господствующие в массах настроения.
В 1916 году газета напечатала ряд статей о Григории Распутине, в частности освещающих историю его убийства. И хотя данная тема находилась под жестким цензурным запретом, редакция сознательно шла на риск. Последний себя оправдывал: тиражи стремительно взлетали вверх.
Путь «Русского слова» к статусу самой популярной отечественной газеты иллюстрируют следующие цифры. В 1898 году ее тираж составлял всего 13,2 тыс. экземпляров. Постепенно он рос и перевалил в 1911-м за 200 тыс., а в 1913-м – за 300 тыс. экземпляров. В следующем году тираж газеты удвоился, а в начале 1917-го преодолел рубеж в 1 млн экземпляров. Даже в наше время подобные цифры выглядят очень внушительно. Еженедельно по воскресеньям с 1901 по 1917 год в качестве приложения к газете выпускался журнал «Искры» (иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами). В мирное время журнал печатал общественные, политические и театральные новости, а также фото чиновников, депутатов и общественных деятелей. Во время русско-японской и Первой мировой войн журнал публиковал сводки с фронта, военные телеграммы, фоторепортажи, а также фото простых солдат. Цена журнала вместе с газетой составляла 13 копеек, а отдельно 8 копеек. Подписка на год с доставкой стоила 4 р., на полгода – 2 р. 50 копеек, на 3 месяца – 1 р. 30 копеек, на 1 месяц – 60 копеек, с газетой на год – 14 рублей. Объявления в журнале давались по цене 80 копеек.
В 1918 году газета была закрыта постановлением Московского ВРК.
Издание журнала путешествий и приключений «Вокруг Света» перешло к И.Д. Сытину 22 июня 1891 года от братьев М.А. и Е.А. Вернер. В первые же годы издатель привлек к участию в журнале многих известных писателей: Н.Н. Каразина, В.И. Немировича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, а также художников: Л.Ф. Лагорио, Ю.Ю. Клевера, К.В. Лебедева, Г.П. Кондратенко и других. Ответственными редакторами в разное время были М.А. Вернер, Е.Н. Киселев, Е.Н. Поливанова, Н.В. Тулупов, В.А. Попов.
Количество подписчиков выросло с 4500 человек в 1891 году до 42 000 тысяч уже в 1897–1898 гг. Успех объяснялся просто: приложениями этих двух подписных годов были сочинения знаменитого фантаста Жюля Верна.
Сытин популяризировал и живопись. В дополнение к журналу и 12 ежемесячным литературным приложениям – произведениям иностранных авторов подписчики могли ежегодно получать прекрасно исполненные репродукции-олеографии с известных картин художников. Для этого нужно было всего лишь доплатить один рубль.
В 1902 году количество литературных приложений увеличилось, и подписчики получили 24 книги, среди которых были собрания сочинений Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского и М.Н. Загоскина, проиллюстрированные известными художниками. В дополнение к ним прилагался сборник «Восточных сказок» В.М. Дорошевича. В последующие годы приложениями были книги Виктора Гюго, Вальтера Скотта, Конана Дойля, Александра Дюма, а в 1905 году подписчикам посчастливилось стать обладателями «Мыслей мудрых людей» Л.Н. Толстого.
В 1913 году И.Д. Сытин получил право на издание полного собрания сочинений Льва Николаевича по вполне доступной цене за 36 книг: 12 рублей с пересылкой. Теперь журнал стал выпускать полные собрания сочинений крупнейших писателей.
В 1916 отчетном подписном году Сытин решил вернуться к Жюлю Верну, и главным литературным приложением журнала стало полное иллюстрированное собрание сочинений короля фантастики, кумира юношества обоих полушарий. Как и следовало ожидать, подписка заметно увеличилась, как и годами ранее.
Журнал «Вокруг Света» стал излюбленным периодическим изданием русского юношества. Его можно было встретить в любой столичной или провинциальной библиотеке, в любой семье.
В 1917 году И.Д. Сытин вынужден был прекратить выпуск журнала. В 1927 году издание возродилось и выпускается до сих пор.
1. С 1913 года подчитчиком корректора в типографии Сытина работал С.А. Есенин.
2. И.Д. Сытин налаживал поставки бумаги из Германии и Финляндии. В 1924 году его послали в Америку в несвойственной ему роли импресарио. Он должен был устроить выставку советских художников, но поездка оказалась неудачной.
3. С 1890 года И.Д. Сытин стал членом Русского библиографического общества.
4. В 1894 году И.Д. Сытин стал купцом 2-й гильдии.
5. В 1905 году издатель был избран гласным Московской городской думы.
6. В музее И.Д. Сытина представлены работы академика Императорской Академии художеств Ильи Яковлевича Гинцбурга. Ранее бюст стоял в редакции «Русского слова».
7. В 1876 г. И.Д. Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой, дочери московского купца-кондитера. Венчание состоялось в Церкви Всех Святых на Кулишках (сохранилась, нынешний адрес: Славянская площадь, 2). А бал по случаю торжества – в доме Соколова на Больших Каменщиках (не сохранился).
8. К 1917 году И.Д. Сытин имел в Москве четыре книжных магазина по следующим адресам:
Неглинный проезд, угол Кузнецкого моста, дом Шориной (ныне: ул. Кузнецкий мост, д. 7). Здесь размещался книжный магазин издательства «Посредник». Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Никольская улица, близ Никольских ворот, дом графа Орлова-Давыдова (ныне: Никольская ул., д. 12).
Главный склад и правление близ Ильинских ворот, дом Титова (ныне: Площадь Ильинские Ворота (Ильинский проезд).
Тверская улица, собственный дом И.Д. Сытина (ныне: Тверская ул., д. 18б).
9. И.Д. Сытин первым осуществил идею доставлять книги и журналы на заводы и фабрики по каталогам. Заказы на доставку продукции выполнялись в течение 2–10 дней. Каталоги можно было найти в книжных магазинах, библиотеках, салонах.
10. В издательской работе И.Д. Сытин думал о том, чтобы издать не только выгодно, но и «деловито-красиво». Например, дать народу полное собрание сочинений Гоголя за 50 копеек. По подсчетам выходит, что полтинник с трудом покрывает издательские расходы, выгоды никакой. «Пусть так, – говорит Сытин, – но зато как красиво: весь Гоголь за 50 коп.! Издаем за полтинник».
11. В конце XIX века Сытин купил имение Берсенёвка Московской губернии – дом с парком, прудом и хозяйственными постройками, который стал любимым местом отдыха издателя и его семьи. Сюда на лето приезжали ученики учрежденной им Школы технического рисования и технического дела; часто бывали журналисты Благов, Дорошевич, писатели Чехов и Горький.
Чтобы земля не пропадала даром, Сытин организовал в усадьбе образцовое опытное хозяйство. Авторы многих сытинских изданий, специалисты по сельскому хозяйству, выращивали здесь новые для России культуры, испытывали на полях и огородах удобрения.
Когда появлялись образцы новых сельскохозяйственных машин, Сытин закупал их, чтобы на практике проверить, как они работают. Наглядным результатом всей этой деятельности стали более 50 выпущенных Сытиным книг по сельскому хозяйству.
Давыдов Александр — Последний нынешний денечек
ЛУБОК | |
ОФЕНЯ |