Май. Сергей Есенин заканчивает Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получает звание учителя школы грамоты.
Июль. Выезжает из Константинова в Москву на постоянное местожительство. В течение августа поступает на работу в контору владельца мясной лавки купца Н.В. Крылова, где его отец А.Н. Есенин 30 лет работал приказчиком. Жил он в общежитии одиноких приказчиков, принадлежавшем тому же купцу (Москва, Строченовский пер., д. 24/стр. 2).
Этот дом в Замоскворечье является единственным официальным адресом С.А. Есенина в Москве, единственным местом, где поэт с 1911 по 1918 год не только жил, но и был прописан.
Вскоре Сергей Есенин уходит от отца и поступает на работу в контору книгоиздательства «Культура» (Малая Дмитровка, 1).
Март 1913 г.С. Есенин поступил на работу в типографию «Товарищества И.Д. Сытина». Работал сначала в экспедиции, потом подчитчиком корректора. Здесь по штатной работе Есенин прослужил недолго, однако больше, чем где бы то ни было. Работая в типографии, принял участие в деятельности организации РСДРП, подписал коллективное письмо на имя председателя фракции большевиков в Государственной думе, в связи с чем за ним в ноябре 1913 г. Была установлена полицейская слежка.
Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение было у него угнетенное: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать. Отец журит, что занимается не делом, надо работать, а он стишки пишет.
Иван Дмитриевич Сытин – русский предприниматель, книгоиздатель, просветитель. Он был инициатором нескольких десятков издательских проектов, получивших широкую известность. В сферу его издательских интересов входили все сегменты книжного рынка – от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы. Он выпускал как популярные периодические издания – «Вокруг света», «Искры», так и малоизвестные – «Хирургия», «Правда Божия»; был владельцем общероссийской газеты «Русское слово».
Сентябрь 1913 г.Есенин начал заниматься в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Занятия проходили по вечерам. Поэт слушает лекции по истории русской литературы, читаемые Ю.И. Айхенвальдом, П.Н. Сакулиным (ему Есенин носил свои стихи, желая услышать его мнение).
«Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер. Москва – это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга».
15 марта 1915 г. Сергей Есенин был на воскресном приеме у З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского.
Октябрь 1915 г. Поэт познакомился с Н.А. Клюевым. «С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба» (С. Есенин. Автобиография).
Дружба действительно оказалась прочной: позднее, в 1926 году Клюев написал стихотворение «Плач о Сергее Есенине». http://scanpoetry.ru/poetry/11150
Примерно в то же время, осенью 1915-го, Есенин встретился с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым в Царском Селе.
Конец декабря 1915 г. Встреча Есенина с Мариной Цветаевой на квартире Л.И. Каннегисера.
Март 1916 г. Сергей Есенин призван на военную службу. Был причислен к Царскосельскому полевому военно-санитарному поезду №143, который находился под патронажем императрицы Александры Федоровны. В поезде и царскосельском лазарете №17 Есенин прослужил санитаром до марта 1917 года.
Март 1915 г. Петроград. Сергей Есенин выезжает в Петероград.
Он передает А.А. Блоку записку:
Встреча состоялась на квартире у Блока. Есенин читает свои стихи, получает рекомендательные письма к С.М. Городецкому (не сохранилось) и М.П. Мурашеву:
«Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин».
«Дорогой Михаил Павлович!
Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и вы лучше, чем кто-либо, поймете его.
Ваш А. Блок
P.S. Я отобрал 6 стихотворений и направил с ними к С.М. (Городецкому).
Посмотрите и сделайте все, что возможно. А.Б.»
Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ... 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915. (Помета А.А. Блока на записке Есенина.) (Блок А.А. Из дневников, записных книжек и писем. Собрание сочинений, том II).
Оценка, которую стихи Есенина получили сначала у А.А. Блока, потом у С.М. Городецкого и других петроградских литераторов, положила начало его литературной известности. Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи.
В 1915—1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для Блока.
После публикации «Двенадцати» в газете «Знамя труда» Александр Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке «Над старой башней тишина» слово «старой» заменено на «невской»), как он сам помечает на полях: «По совету С. Есенина».
Сергей Есенин и Владимир Маяковский познакомились в конце 1915 года на квартире поэта Фёдора Сологуба.
Поэт-футурист В.В. Каменский вспоминал:
«Однажды на званом ужине у Фёдора Сологуба после выступления Маяковского хозяин попросил прочитать свои стихи белокурого паренька, приехавшего будто бы только сейчас из деревни. И вот на середину зала вышел деревенский кудрявый парень, похожий на нестеровского пастушка, в смазных сапогах, в расшитой узорами рубахе, с пунцовым поясом. Это был Сергей Есенин. Слегка нараспев, крестьянским, избяным голосом он прочитал несколько маленьких стихотворений о полях, о берёзах. А когда стали просить ещё, заявил: "Где уж нам, деревенским, схватываться с городскими Маяковскими. У них и одежда, и штиблеты модные, и голос трубный, а мы ведь тихенькие, смиренные". – "Да ты не ломайся, парень, – пробасил Маяковский, – не ломайся, милёнок, тогда и у тебя будут модные штиблеты, помада в кармане и галстук с аршин"».
19 января 1922 г. Есенин присутствует на вечере В.В. Маяковского «Чистка современной поэзии» в Большой аудитории Политехнического музея.
В 1923 году оба поэта выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте.
«Есенина я знал давно – лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским».
«Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врождённой неделикатностью заорал: — Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!»
«Мы ругались с Есениным часто, кроя его, главным образом, за разросшийся вокруг него имажинизм».
«Я с удовольствием смотрел на эволюцию Есенина: от имажинизма к ВАППу. Есенин с любопытством говорил о чужих стихах. Была одна новая черта у самовлюблённейшего Есенина: он с некоторой завистью относился ко всем поэтам, которые органически спаялись с революцией, с классом и видели перед собой большой и оптимистический путь».
«Что же и как написать об Есенине? Осматривая со всех сторон эту смерть и перетряхивая чужой материал, я сформулировал и поставил себе задачу.
Целевая установка: обдуманно парализовать действие последних есенинских стихов, сделать есенинский конец неинтересным, выставить вместо лёгкой красивости смерти другую красоту, так как все силы нужны рабочему человечеству для начатой революции, и оно, несмотря на тяжесть пути, на тяжёлые контрасты нэпа, требует, чтобы мы славили радость жизни, веселье труднейшего марша в коммунизм».
«Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый».
3 октября 1921 г. Сергей Есенин впервые встретился с Айседорой Дункан в студии Г.Б. Якулова.
2 мая 1922 г. Зарегистрирован брак с Айседорой Дункан в Москве.
Изадора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже не Дункан-Есенина, а просто Есенина.
(Из письма Есенина Шнейдеру И.И. 21 июля 1922 г.Висбаден).
Первый раз брак Есенина и А. Дункан был зарегистрирован 2 мая 1922 г. в Москве. Готовясь к поездке за океан и зная об отношении американской общественности к браку
(на примере М. Горького и М.Ф. Андреевой), Есенин и А. Дункан еще раз зарегистрировали свой брак в Берлине.10 мая 1922 г. Есенин и Айседора вылетели из Москвы в Германию.
14 мая 1922 г. Поэт написал автобиографию «Сергей Есенин». Вскоре она была напечатана в берлинском журнале «Новая русская книга».
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?
Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет.В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее музик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно».
Декабрь 1922 г. В петроградском издательстве «Эльзевир» выходит отдельным изданием поэма «Пугачев».
Апрель – сентябрь 1923 г. (Франция). Сергей Есенин готовит книгу «Москва кабацкая».
Июнь 1923 г. В Берлине выходит книга «Стихи скандалиста».
Октябрь 1922 – февраль 1923 г. Пребывание Сергея Есенина в США. За это время он посетил 15 городов и штатов, в основном восточного побережья Америки.
В течение года Есенин продолжал работу над поэмой «Страна негодяев», задуманной ещё на родине. В этом произведении Есенин хотел показать столкновение двух миров. Но только после зарубежной поездки замысел обрёл реальное воплощение, и окончательно сформировалась главная идея поэмы, действие которой «должно было перенестись из России в Европу и затем в Америку, где должен был закончить свои дни один из героев пьесы…». Полностью поэма «Страна негодяев» была опубликована после смерти поэта.
Также Есенин работал над поэмой «Черный человек», которую «он писал за границей в 1922 или 1923 году» (впервые опубликована в первом номере журнала «Новый мир» за январь 1926 года). Это произведение стало последним крупным поэтическим творением Есенина.«За границей он работал мало, написал несколько стихотворений, вошедших потом в «Москву кабацкую» (С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. Литература, 1986. Т. 1. С. 416.). В личной беседе с И.В. Старцевым Есенин с грустью отметил: «Ты себе не можешь представить, как я скучал. Умереть можно. Знаешь, скука, по-моему, тоже профессия, и ею обладают только одни русские» (С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. Литература, 1986. Т. 1. С. 416.).
Не оправдались первоначально запланированные надежды поэта на издание собственных произведений в Европе: «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии. А теперь отсюда я вижу: Боже мой! До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны ещё и быть не может» (Есенин С.А. ПСС: В 7 т. М.: Наука – Голос,1999. Т.6. С.141-142.).
И так почти в каждом письме: вновь и вновь сравнивая Запад и Россию, Есенин всё больше укрепляется в убеждении, что буржуазный строй опустошает народ духовно и нравственно. Но и сосредоточиться должным образом не было возможности. Частые переезды (в основном на автомобиле), концерты, вечера, встречи: «Если бы Изадора не была сумасбродной и дала мне возможность где-нибудь присесть, я очень много заработал и денег» (Есенин С.А. ПСС: В 7 т. М.: Наука – Голос, 1999. Т.6. С.150.).
12 ноября 1922 г.
Письмо Есенина А.Б. Мариенгофу
«Милый мой Толя! Как рад я, что ты не со мной здесь в Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-Йорке. Было бы так плохо, что хоть повеситься.
Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва. В чикагские «сто тысяч улиц» можно загонять только свиней. На то там, вероятно, и лучшая бойня в мире.
О себе скажу (хотя ты все думаешь, что я говорю для потомства), что я впрямь не знаю, как быть и чем жить теперь.
Раньше подогревало то при всех российских лишениях, что вот, мол, «заграница», а теперь, как увидел, молю Бога не умереть душой и любовью к моему искусству. Никому оно не нужно, значение его для всех, как значение Изы Кремер, только с тою разницей, что Иза Кремер жить может на свое пение, а тут хоть помирай с голоду.
Я понимаю теперь, очень понимаю кричащих о производственном искусстве.
Сегодня в американской газете видел очень большую статью с фотографией о Камерном театре, но что там написано, не знаю, зане никак не желаю говорить на этом проклятом аглицком языке. Кроме русского, никакого другого не признаю и держу себя так, что ежели кому-нибудь любопытно со мной говорить, то пусть учится по-русски». Письмо Есенина А.Б. Кусикову (Более сорока лет А. Кусиков не публиковал это есенинское письмо, и только в 1968 году английский исследователь Г. Маквей снял с него копию).
Август 1923 г.«7 февраля 1923 г. Атлантический океан
Милый Сандро!
Пишу тебе с парохода, на котором возвращаюсь в Париж. Едем вдвоем с Изадорой.
Об Америке расскажу после. Дрянь ужаснейшая, внешне типом сплошное Баку, внутри Захер-Менский, если повенчать его на Серпинской.
Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то плюнул бы на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть. Надоело мне это ... снисходительное отношение власть имущих, а еще тошней переносить подхалимство своей же братии к ним. Не могу! Ей-Богу, не могу. Хоть караул кричи или бери нож да становись на большую дорогу».
По возвращении в Москву Есенин заполняет анкету для членов ВСП и пишет заявление о приеме в Союз
поэтов.
14 августа 1923 г. Пишет первую часть очерка «Железный Миргород».
16 сентября 1923 г. Газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» печатает вторую часть «Железного Миргорода»:…Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много отнято. Перевешивает то, что дано. Я объездил все государства Европы и почти все штаты Северной Америки. Зрение мое переломилось особенно после Америки. Перед Америкой мне Европа показалась старинной усадьбой. Поэтому краткое описание моих скитаний начинаю с Америки.
...Вот тогда я очень ясно почувствовал, что исповедуемый мною и моими друзьями «имажинизм» иссякаем. Почувствовал, что дело не в сравнениях, а в самом органическом. Вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь» как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию.
Конец октября – начало ноября 1923 г. Вместе с другими «поэтами и писателями, вышедшими из недр трудового крестьянства» поэт подписывает письмо в ЦК РКП с просьбой о предоставлении возможности самостоятельно издавать свои книги. Сведений об отправке этого письма по назначению нет.
22 ноября 1923 г. Газета «Рабочая Москва» публикует статью Л. Сосновского «Испорченный праздник» с обвинением С.А. Есенина, С.А. Клычкова, П.В. Орешина и А.А. Ганина в антисемитизме.
30 ноября 1923 г. Газета «Правда» публикует открытое письмо четырех поэтов по поводу статьи Сосновского.
10 декабря 1923 г. Товарищеский суд по «делу четырех поэтов» в Доме печати (выносит порицание за хулиганство и отвергает их обвинения).
1924 г. Пишет стихотворения «Письмо матери», «Русь советская» с посвящением А. Сахарову; «Возвращение на родину», «Мы теперь уходим понемногу…» (в рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», в «Красной нови» и сборнике «Стихи (1920–24)» – «Памяти Ширяевца»).
Июль 1924 г. По доверенности поэта Г.А. Бениславская заключает договор с Госиздатом на выпуск его книги «Березовый ситец» объемом 1000 строк и тиражом 7000 экземпляров. Сборник «Березовый ситец» (редкая прижизненная книга Сергея Есенина) вышел в мае 1925 года (полностью повторял сборник Есенина «Избранное», выпущенный Госиздатом в 1922 году).
Август 1924 г. Приехав из Ленинграда в Москву, Сергей Есенин за за шесть дней пишет «Поэму о 36». В это время поэт работал над «Песнью о великом походе». Замысел «Поэмы о 36» сложился еще в Ленинграде, где поэт жил в июне–июле 1924 г. По свидетельству Г.А. Бениславской, в основу этого произведения легли воспоминания И. Ионова: «Его горение заставило Сергея Александровича над чем-то в нашей общественной жизни задуматься».
Август 1924 г. Поэт участвует в заседаниях литературной группы «Вечевики» и заседаниях правления общества «Современная Россия» организационного характера (о дальнейшей деятельности группы и общества сведений нет).
31 августа 1924 г. «Правда» публикует «Письмо в редакцию» Есенина и И.В. Грузинова о роспуске группы имажинистов.
20 января 1925 г. Журнал «Город и деревня» печатает окончание поэмы «Мой путь» и отрывки из поэмы «Анна Снегина».
После 26 мая 1925 г. В московском издательстве «Современная Россия» выходит книга «Персидские мотивы» с посвящением: «С любовью и дружбой Петру Ивановичу Чагину».
Июнь 1925 г. Есенин подписывает договор с Госиздатом на издание «Собрания стихотворений» в трех томах.
Октябрь 1925 г. Поэт получает членский билет Всероссийского союза писателей.
18 сентября 1925 г. Зарегистрирован брак Сергея Есенина с Софьей Андреевной Толстой.
9 мая 1924 г. Есенин подписывает в числе писателей, поэтов и литературных критиков письмо в отдел печати ЦК РКП(б), в котором авторы связывают свои пути с «путями Советской пооктябрьской России» и протестуют против нападок со стороны литераторов, группировавшихся вокруг журнала «На посту».
Июль 1924 г. Издается стихотворный сборник «Москва кабацкая» (18 стихотворений, два внутренних цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана»). Замысел «Москвы кабацкой» зародился у Есенина весной 1923 года, когда поэт находился в Париже, а заключительный цикл вошедших в нее стихотворений создан по возвращении на родину. Весь цикл был посвящён соратнику Есенина по «Ордену имажинистов» – Александру Кусикову.
24–27 декабря 1925 г. Живет в Ленинграде в гостинице «Англетер». Встречается с Н.А. Клюевым, Г.Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В.И. Эрлихом, И.И. Садофьевым, Н.Н. Никитиным и другими литераторами.
27 декабря 1925 г. Пишет «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Дает доверенность В.И. Эрлиху на получение денег из Москвы.
Ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Трагическая гибель Сергея Александровича Есенина.