Цветопись составляет одну из доминант художественного почерка Александра Блока. Цветообозначения участвуют в создании символов, выражающих основное содержание и многоликую направленность его поэзии.
Синий цвет
Особое место в поэтике Блока принадлежит синему. Традиционно синий цвет и его оттенки – символ гармонии и покоя, для Блока же – символ непорочности и первозданности. «Лазурный» у поэта преимущественно связан с обозначением небесного пространства как стихии. При этом лазурь нередко является метафорой духовного стремления и пути в запредельность.
Белый цвет
В мире Блока белый означает совершенный синтез всех цветов (тогда реализуются контекстуальные смыслы «принадлежность к высшему миру духа, святость», «служение, вера», «невинность, душевная чистота», «близость наступления священной гармонии, соединения с идеалом». Но также белый может быть пустотой, отсутствием цвета (тогда реализуются контекстуальные смыслы «смерть», «опустошение», «забвение», «стихийная страсть», «безумие»).
Красный цвет
Группа красного цвета занимает важное место в произведениях Блока. Это знак тревоги, трагедии. Красный становится чисто условным обозначением очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов, но при всей сложности соответствий оттенок угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес характерен для всех употреблений слова «красный» в текстах Блока. Красный цвет представлен в его творчестве множеством оттенков: розовый, алый, красноватый, пунцовый, багровый, кровавый, багряный и т.п.
Чёрный цвет
Прилагательные лексико-семантической группы с доминантой чёрного цвета употребляются, когда речь идет о чём-то ярком (выразительном), таинственном или о чём-то непостижимом, страшном, вызывающем ужас. Употребление эпитета «чёрный» в контекстах, связанных с утратой и страданием, опирается на традиционную символику чёрного цвета как цвета скорби.
Серый цвет
Серый цвет – символ тоски, безысходности и душевной опустошённости. Серый цвет, цвет пепла, тусклый и слабый, оценивается поэтом негативно. Этот цвет воспринимается им как бледный, неприятный, часто противопоставляется всем другим цветам как «не-цвет вообще». Это «слабость», «болезнь», «пошлость», «опустошённость», «тоска и «безнадёжность», связанные с отсутствием идеала, его забвением или недосягаемостью. Серый, таким образом, противопоставляется лазурному, белому, золотому, в некоторых случаях красному цветам.
Зеленый цвет
Зелёный цвет не характерен для поэзии Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клён, зеленая трава, зеленая поляна. Зелёный обычно осознаётся как яркий, красивый, радостный цвет. Лексема «зелёный» и её производные связаны с идеями весны, молодости, свободы, радости, земной любви и земных удовольствий.
Жёлтый цвет
В группу жёлтого цвета входят два гнезда родственных слов: с корнем жёлт- и золот-. Слова с корнем жёлт- (жолт-) связываются с идеями болезни, слабости, смерти и греха (как обыденного, низкого, пошлого, так и грозного, связанного с вмешательством в жизнь людей враждебных мистических сил). Наоборот, слова с корнем золот- (злат-) обозначают яркий, красивый, радостный цвет, выполняют функцию священного знака.
Каждый цвет у Блока – определенный символ или средство создания символа. Поэт использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Цвет | Традиционный символ | Символ А. Блока |
---|---|---|
Белый | Чистота, ясность | Смерть, пустота, изначальность |
Синий | Гармония, покой | Непорочность, первозданность |
Красный | Опасность | Тревога, трагедия |
Черный | Скорбь | Тайна, страх, страдание |
Серый | Тоска | Безысходность |
Зеленый | Весна | Волшебство |
В России традиционно принято выделять «старших» символистов («декадантов»), дебютировавших в 1890-е годы (Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб) и «младших» (мистиков-«соловьёвцев»), вошедших в литературу в 1900-е годы (Блок, Белый, Иванов и другие).
Владимир Сергеевич Соловьев –
русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель. Основной идеей
его религиозной философии была София – Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо,
объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и одновременно
замысел Бога о мире. Соловьёву этот образ был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма
«Три свидания». Он оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, на творчество
поэтов-символистов – Андрея Белого, Александра Блока и других.
Валерий Яковлевич Брюсов – русский
поэт, прозаик, драматург, мистификатор, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из
основоположников русского символизма. В середине 90-х годов В.Я. Брюсов выпустил сборник «Русские
символисты», в котором обобщил опыт западноевропейской и отечественной словесности. Поэт выдвигает
символистскую мысль об абсолютной свободе творчества. В творчестве Брюсова объединились две тенденции:
сознательное стремление к эксперименту, обновлению и столь же сознательное тяготение к традиции, к
художественному опыту прошлого.
Дмитрий Сергеевич Мережковский
– русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный
деятель. Д.С. Мережковский одним из первых сформулировал основные принципы русского модернизма и символизма.
В работе
«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) он высказал свое
литературно-эстетическое кредо, указал на генетическую связь символизма с классической литературой XIX века.
Андрей Белый – теоретик искусства,
поэт и писатель. Представления об искусстве выразил в первых статьях «Формы искусства» (1902),
«О теургии» (1903), которые вошли в сборник «Символизм» (1910). Важнейшие символистские идеи А. Белого –
вера в интуицию, идея двоемирия, творческое безумие как преодоление реальности, тема священной любви –
воплощаются в «симфониях» («Северная» (1904), «Драматическая» (1902), «Возврат» (1905), «Клубок метелей»
(1908)) – литературных произведениях, созданных по законам музыкальной композиции.
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
Стихотворение «Незнакомка» написано 24 апреля 1906 года. В архиве Блока существует соответствующий автограф с пометкой, где указаны дата и место создания. Правда, в поздних записях Блок убрал число и написал просто «апрель 1906».
Весной 1906 года жизнь Блока была подчинена особому ритуалу: ежедневно, проснувшись и пообедав, он отправлялся на прогулку по окрестностям Петербурга. Во время этих скитаний по пригородным дорогам Блок открыл для себя «таинственно-будничные» Озерки с небольшим ресторанчиком. Став с определённого момента завсегдатаем этого заведения, поэт мог часами сидеть в прокуренном зале за бутылкой красного вина. По словам литератора Георгия Чулкова, Озерки – в то время небольшой дачный посёлок под Петербургом – оказались для Александра Александровича необычайно притягательным местом: он любил там «романтически пропадать», «ища забвение в вине». В ту пору Блок считал, что ему необходим новый жизненный опыт, связанный с погружением на «грязное дно жизни».
Позже Блок пригласил в Озерки своего товарища – молодого литератора, сотрудника символистских изданий Евгения Иванова, чтобы показать, при каких обстоятельствах возникла «Незнакомка». 9 мая 1906 года Евгений Иванов сделал в своем дневнике такую запись: «Пошли на озеро, где “скрипят уключины” и “визг женский”... Потом Саша с какой-то нежностью ко мне, как Виргилий к Данте, указывал на “позолоченный” “крендель булочной” на вывеске в кафе. Всё это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня на тот путь, которым он вёлся в тот вечер, когда появилась Незнакомка. Наконец, привел на вокзал озерковский <...> Из большого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на всё это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога <...> поезда часто проносятся мимо <...> Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне незнакомки. <...> Я начинаю почти видеть ее. Чёрное платье, точно она, или вернее весь стан её прошел в окне, как пиковая дама перед Германом».
Впоследствии Блок пояснял, что придуманная им в Озерках Незнакомка – это «не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового».
Незнакомка«Страшный мир» – так поэт назвал стихотворный цикл, в котором лирический герой, одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Стихотворение «В ресторане» написано в 1910 году, через четыре года после «Незнакомки». Считается, что оно посвящено Ольге Судейкиной.
С Ольгой Судейкиной, в девичестве Глебовой, Александр Блок был знаком с самого детства. Позднее эта женщина стала одной из звезд столичной богемы: она участвовала в первых показах мод, выступала в театре Веры Комиссаржевской и даже была примой кабаре «Бродячая собака». Судейкина и Блок часто встречались на литературных вечерах и театральных премьерах, у них было очень много общих друзей, однако поэт никогда не воспринимал эту женщину как возлюбленную. Тем не менее в 1910 году он посвятил ей стихотворение «В ресторане». В этом произведении Блок описывает один из вечеров в петербургском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей черную розу. Правда, роза в бокале на самом деле была не чёрная, а красная. Отчего же в стихах она стала чёрной?
«Цветовые контрасты обычно служат у Блока живописным выражением расколотости мира, его дисгармоничности,
трагической несоизмеримости частей… Небо уже «сожжено», оно охвачено желтизной угасания, подступающей
гибели. И чёрная роза в золоте вина – цвета того же обречённого, широко и тревожно раскинувшегося неба».
(А. Горелов. «Гроза над соловьиным садом»).
Конечно же, он узнал Ольгу Судейкину, которая в этот вечер ужинала с одним из многочисленных поклонников. В этой роскошной, избалованной мужским вниманием женщине поэт увидел родственную душу, осознав в одно мгновение, как много у них общего. В первую очередь это был неудачный брак: как и поэт, давняя подруга его детства была разочарована в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках. И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей.
Но Ольга Судейкина не стала героиней очередного романа поэта, хотя они продолжали встречаться на закрытых богемных вечеринках, наблюдая друг за другом со стороны. Со временем актриса стала для Александра Блока близким и преданным другом, с которым он мог поделиться самыми сокровенными мыслями.
В ресторане«Подвал бродячей собаки» – литературно-артистическое кабаре, один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе, или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911 года по 3 марта 1915 года в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса.
Здесь устраивались театральные представления, проходили лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно в «Бродячей собаке» впервые звучали многие стихи и музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний. Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко и другие.
Цвета всегда играли значительную роль в русской поэзии. Так, для С. Есенина важен был синий цвет и его оттенки («в прозрачном холоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «голубизна презримой гущи», «голубая Русь», «синь»). В творчестве А. Блока многие цвета и оттенки обозначали разные символы, эмоции и настроения.
Заполните таблицу. Выберите из выпадающего списка объяснения цветов (значения цветов), соответствующие эпитетам и метафорам из поэмы «Двенадцать» (первая колонка).
Цвета-символычёрный вечер | |
белый снег | |
белый снежок | |
чёрное, чёрное небо | |
чёрная злоба | |
чёрные ремни | |
красная гвардия | |
чёрный ус | |
зубки жемчугом | |
гетры серые | |
золотой иконостас | |
красный флаг | |
кровавый флаг | |
снежная россыпь жемчужная | |
белый венчик из роз |
Самуил Миронович Алянский (1891–1974) – издатель, редактор, основатель и руководитель издательства «Алконост», которое выпускало произведения поэтов-символистов. Задумав выпустить иллюстрированное издание поэмы «Двенадцать», Алянский предложил Блоку поручить подготовку издания художнику Юрию Анненкову. Издатель был уверен, что такой мастер, как Анненков, сможет создать рисунки, соответствующие замыслу поэта. Блок очень тщательно готовил свои произведения к печати: продумывал формат, оформление, расположение стихотворного текста на странице и даже подбирал шрифт. Поэт с осторожностью отнесся к предложению С.М. Алянского, но активно включился в издательский процесс и настоял на большом формате издания. Познакомился с художником Ю. Анненковым и его работами. Больше всего поэту понравились гравюры с изображением «убийства Катьки» и «голодного пса». В августе 1918 года Блок писал художнику: «Рисунков к “Двенадцати” я страшно боялся, и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли – мне невыразимо близки и дороги, а общее – более чем приемлемо, – т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная, мне было бы страшно жалко уменьшать рисунки. Нельзя ли, по-Вашему, напротив, увеличить некоторые и издать всю книгу в размерах “убийства Катьки”, которое может быть увеличено еще хоть до размеров плаката и все-таки не потеряет от того». Первый тираж был 300 экземпляров, 25 экземпляров Ю. Анненков раскрашивал от руки.
Поэма «Двенадцать» отдельным изданием вышла в 1918 году и сразу была названа «исключительным… событием русской графики и поэзии». Иллюстрации Ю. Анненкова были признаны современниками гениальными.
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
Заполните кластер «Слово “двенадцать” в поэме Александра Блока» (вставьте в схему слова или словосочетания, которые содержат или подразумевают слово «двенадцать», используйте текст поэмы и собственные ассоциации).
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |