Видеоинтервью с Ольгой Зиновьевой

Биография Александра Зиновьева

Установите соответствие дат и событий жизни Александра Зиновьева.

1933 г.
1944-1945 гг.
1954 г.
1976 г.
1978 г.
1999 г.

Александр Зиновьев как живописец




Задание

Определите, кто изображен на карикатурах А.А. Зиновьева


Александр Зиновьев как литератор

Александру Зиновьеву принадлежит более 20 художественных произведений. Свой путь в литературу он начал в послевоенное время, однако написанная им «Повесть о предательстве» не была опубликована, так как писатель Константин Симонов рекомендовал начинающему автору не обнародовать рукопись, считая ее содержание неприемлемым для советского общества.

Новое большое произведение Зиновьев создает уже в середине 1970-х годов. Это дебютный роман «Зияющие высоты», написанный в СССР, был тайно переправлен за границу и там же опубликован в 1976 году. Философ и друг Зиновьева Карл Кантор писал: «Она произвела там ошеломляющее впечатление, которого, пожалуй, не ожидал и сам автор. О «З. В.» («Зияющих высотах») писали как о фундаментальном сатирико-социологическом исследовании советского общества, называли «дарвиновской эпопеей навыворот» (в которой происходит систематический отбор посредственностей), «гигантской притчей», «лабиринтом нового платоновского государства». Поздравляли Россию с появлением, наконец, ее собственного Свифта. Сравнивали автора также с Вольтером, Салтыковым-Щедриным и – что я считаю наиболее соответствующим дарованию автора «З. В.» – с Франсуа Рабле. «Зияющие высоты» были провозглашены «первой книгой XXI века». Прошло еще некоторое время, и книга была переведена на десяток европейских языков и стала бестселлером в Старом и Новом Свете».

Благодаря роману Зиновьев стал известным писателем, позже он отнесёт свое творчество к новому, созданному им жанру социологический роман. Герои произведений у Зиновьева не столько художественные образы, скорее – социологические типы, вместо имён у них названия, данные по их социальным ролям. На страницах книг рассматриваются социологические понятия, типовые взаимодействия индивидов, социальные закономерности. Художественные средства здесь выступают как более понятная и привлекательная для широкого читателя форма, но эта форма требуется автору прежде всего для выражения его социологических идей и наблюдений.

В творчестве Зиновьева можно выделить два основных периода. В первом произведения посвящены преимущественно исследованию советского общества в годы его становления и брежневского периода. Во втором периоде автор переключает своё внимание на кризис и крах советского общества.


Литературные произведения


Задания

1. Определите, какой неологизм Александра Зиновьева не был использован для названия его книг.

Западоид ЧеловейникГомо советикус КатастройкаГорбачевизм

2. Перед вами список произведений, три из которых написал не Александр Зиновьев. Укажите их.

«В преддверии рая» «Жёлтый дом»«Пара беллум» «Жук в муравейнике»«Живи»«Живи и помни»«Затея»«Революции на экспорт»

3. В книге «Русская судьба, исповедь отщепенца» Александр Зиновьев, в частности, рассказывает о резко возросшей популярности целого ряда европейских писателей в СССР в 1960-е годы. Назовите двух известных западных авторов, чей пик популярности среди советских читателей пришёлся на середину 1960-х годов.

Дж. Оруэлл Э.-М. РемаркФ. Саган Т. ДрайзерДж. ЛондонФ. Кафка


Александр Зиновьев как ученый-логик

Истоки интереса Александра Зиновьева к логике коренились в его стремлении понять советское общество, изучить его, выработать собственную социологическую теорию. Однако в то же самое время он чувствовал недостаток познавательных инструментов, необходимых для этой непростой задачи. Увлечения Зиновьева привели его на философский факультет Московского университета, где он стал специализироваться на изучении логики. На этом поприще он достиг высоких результатов: защитил диплом, затем кандидатскую и докторскую диссертации, на короткий срок даже возглавил кафедру логики в университете. В 1960–70-е гг. Зиновьев издает ряд своих монографий, которые становятся известными не только в СССР, но и переиздаются за границей.

Зиновьев разрабатывал логику в двух направлениях. Первое – овладение достижениями математической логики и участие в разработке формального (математизированного) аппарата логики. Второе – разработка логической теории, названной им комплексной логикой, в рамках которой он переосмысливает предмет логики, объём рассматриваемых в ней объектов, продуктивность методов самой логики и сферы ее приложений.

Предметом науки логики, по убеждению Зиновьева, являются вовсе не законы правильного мышления. Предметом комплексной логики Зиновьева является язык «как вещный (материальный) способ существования человеческого сознания, искусственно изобретенный людьми, а не наследуемый биологически, отделяемый от человеческого тела, а не остающийся в его мозгу, как средство познания людьми окружающего их мира, включая их самих и их жизнедеятельность, как знаковое средство фиксирования приобретаемых знаний, их хранения и передачи новым поколениям, как средство использования людьми приобретенных знаний для получения новых знаний и в практической жизнедеятельности».

Наука логика, как полагал Зиновьев, не открывает правила оперирования высказываниями и терминами, а изобретает их. В своих работах учёный предложил логическую обработку комплекса логических терминов, относящихся к пространству, времени, движению, эмпирическим связям и т.д. Важнейшей задачей его научного творчества стало усовершенствование логических инструментов для нужд эмпирической науки. Таким образом, комплексная логика Зиновьева стала ответом на запрос времени.


Работы по логике



Отзывы о вкладе Александра Зиновьева в развитие логики

«Зиновьев был первым автором в восточном (советском) блоке, который осуществил всеобъемлющий обзор исследований по многозначной логике. Из его многочисленных публикаций по многозначной логике назову лишь книгу «Философские проблемы многозначной логики» (на русском языке издана в 1960 г.), которая в переработанном виде издана в 1963 году на английском и в еще более измененном виде издана в 1968 году на немецком.

Александр Зиновьев сделал уникальный и неповторимый вклад в развитие науки логики. Его комплексная логика является самой богато разработанной программой логических новаторских исследований».

Хорст Вессель, профессор, Берлинский университет им. Гумбольдта


«…Он помог советским логикам преодолеть своего рода комплекс неполноценности, наглядно показав своими трудами, что объективно необходимый период ученичества завершается, фактически закончился, и математическая логика в Советском Союзе вышла на уровень, который не уступает мировому уровню развития этой науки, а по ряду конкретных направлений превосходит его».

Юрий Солодухин, специалист в области логики и методологии науки, отечественной и зарубежной философской мысли


«Комплексная логика Зиновьева, работу над которой он вынужден был прервать в самом ее разгаре, несомненно оказывает плодотворное воздействие на мировую логику».

Александр Ивин, советский и российский философ, специалист в области логики, философии науки, теории аргументации, философии истории


Прочитайте текст и выполните задание.

Защита кандидатской диссертации Зиновьева стала событием на философском факультете МГУ. К. М. Кантор вспоминал: «Слух о том, что идёт такая защита, очень быстро распространился, приходили студенты. Он защищался три раза. Выступали сами представители Ученого совета и говорили: «У нас все-таки не было единогласного решения. И поскольку решение не было единогласным и диссертация спорная, у нас есть основание еще раз вернуться и еще раз рассмотреть».

Зиновьев так и не смог защититься на философском факультете МГУ, его диссертация рассматривалась на Высшей аттестационной комиссии, и только там ему единогласно была присуждена степень кандидата философских наук.

Укажите тему кандидатской диссертации Зиновьева.

Философские проблемы многозначной логики Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале труда «Капитал» К. Маркса) Логика высказываний и теория вывода Фактор понимания


Александр Зиновьев о методах исследования

Садиться за систематическое изучение Запада, как я это сделал бы лет тридцать или сорок назад, было немыслимо. Мне надо было за короткий срок, отпущенный на написание книги, среди массы других неотложных дел и с малыми силами сделать что-то такое, от чего мне не было бы стыдно в оставшиеся годы жизни. Я вспомнил об эвристических принципах, которые открыл для себя еще в юности, начав изучать советское общество тайно, в одиночку и в условиях, которые никак не располагали к серьезной науке.

Приведу для примера два из этих принципов. Согласно первому из них любая произвольно взятая и достаточно обширная сумма информации, относящаяся к некоторому социальному объекту, содержит в себе все то, что необходимо и достаточно для понимания сущности этого объекта. Согласно другому принципу самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны где-то в подвалах общественного здания, за кулисами политической сцены, в секретных учреждениях и кабинетах сильных мира сего, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. Люди не видят их главным образом потому, что не хотят их видеть или признать их за нечто достойное внимания. Во всех сенсационных сочинениях, разоблачающих некие тайные и скрытые пружины общественной жизни и человеческой истории, не было сделано ни одного серьезного научного открытия. В них вообще содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.

«Запад. Феномен западнизма»

Работы Александра Зиновьева по социологии


О методе восхождения от абстрактного

Еще в прошлом веке был открыт и в общей форме описан прием, удобный для исследования и понимания таких сложных и изменчивых явлений, какими являются человеческие общества, – метод перехода от абстрактного к конкретному. Описан этот прием Гегелем и Марксом. Последний широко использовал его при написании «Капитала». Еще в 1954 г. я закончил философскую диссертацию на эту тему («Метод восхождения от абстрактного к конкретному»). Диссертация имела успех среди молодых философов – приближалась либеральная эпоха – и распространялась в машинописных копиях (предшественник нынешнего «самиздата»). Но она была враждебно встречена руководителями советской философии…

Когда приходится изучать и описывать сложный, многосторонний, дифференцированный, изменчивый предмет, невозможно сразу учесть все его свойства и явления. Что-то приходится оставлять без внимания. Да и не все нужно учитывать, – многое имеет ничтожное значение для понимания данного предмета, многое вообще мешает его пониманию. Но допустим, что мы сумели выделить все то, что следует учесть в данном предмете, чтобы понять его правильно. И в этом абстрактном виде он еще останется достаточно сложным, многосторонним. Остается факт изменчивости его явлений и их взаимодействия с постоянно меняющимися последствиями. Так что и в этих условиях мы должны различные явления этого предмета извлекать из общей связи, отвлекаться при их рассмотрении от других явлений, найти какой-то порядок рассмотрения, учитывать временно оставленные без внимания явления. Короче говоря, мы постоянно вынуждаемся при этом выделять отдельные явления, рассматривать их отвлеченно от прочих, а затем каким-то образом учитывать эти прочие явления. Получаемые при этом суждения являются более или менее абстрактными, т.е. имеющими смысл и значение истинности при условии отвлечения от каких-то обстоятельств. По мере учета различных явлений изучаемого целого мы получаем более или менее конкретные суждения, т.е. суждения, имеющие смысл и значение истинности при условии привлечения упомянутых обстоятельств.

Я здесь рассматриваю абстрактный или «чистый» коммунизм. Это означает следующее. Я принимаю как факт, что та или иная коммунистическая страна имеет определенные размеры, географические условия, численность населения, национальный состав населения, прошлую историю и традиции. Но я отвлекаюсь от всего этого – рассматриваю любую коммунистическую страну, отвлеченную от ее размеров, численности населения, прошлой истории и целого ряда других признаков. […]

Метод перехода («восхождения») от абстрактного к конкретному является необходимым элементом техники научного исследования в условиях, когда невозможно использовать лабораторный эксперимент, невозможно на самом деле отделить изучаемый предмет от других, разделять его на части, изучать последние изолированно друг от друга и в различных комбинациях, короче говоря – когда все это должна заменить (по выражению Маркса) исключительно сила абстракции, способность мысленно оперировать с изучаемым предметом так, как будто все наши воображаемые операции осуществляются на деле, но с сохранением живой целости предмета. […]

Метод перехода от абстрактного к конкретному детализируется как совокупность приемов понимания изучаемого предмета. В частности, среди них есть прием перехода от рассмотрения отдельно взятого явления (т.е. отвлеченно от факта существования многих явлений того же рода и их взаимодействия) к рассмотрению совокупности многих явлении того же рода (т.е. с учетом того, что существуют и другие явления того же рода, вступающие с ним в связь и как-то влияющие на его свойства). Многие, например, из личного опыта знают, как различается советский человек, взятый отвлеченно от его положения в коллективе, и он же, взятый в его поведении в коллективе. В первом случае он может ругать последними словами некое постановление ЦК или речь Генерального секретаря партии, но в коллективе он будет превозносить их до небес. С точки зрения рассматриваемого здесь метода это явление тривиально: в одном случае наше суждение о человеке будет абстрактно, а в другом – конкретно (сравнительно с первым).

«Коммунизм как реальность»

Прочитайте фрагмент из произведения Александра Зиновьева «Глобальный человейник» и выполните задание.

«…Существую ли я вообще в качестве некоего «я» или нет. Проблема «Быть или не быть?» есть проблема для существа, осознающего себя в качестве индивидуальной личности, хотя и разочарованного в своём бытии. Это ещё полбеды. Беда, когда перед тобой встаёт проблема, есть ты или нет. У тебя при этом возникает претензия на то, что ты есть, но нет возможности реализовать её так, чтобы отпали все сомнения на этот счёт. Отдельно взятый человек вообще не представляет никакого интереса для других, ибо это есть пустая абстракция. Человек есть нечто лишь как частичка социального механизма. Степень его интересности есть лишь степень интересности роли этой частички в механизме…

Состояние индивидуализированной личности есть социальная позиция, являющаяся объектом величайшего соблазна. За неё идёт ожесточённая борьба. <…> Президенты, министры, короли, правители банков и экономических империй, артисты, спортсмены, гангстеры, модельерши и т.п. Изучите интеллектуальный и нравственный уровень их, их внутренний (духовный) мир! И вы увидите, что тут об индивидуализированной личности (подчёркиваю: личности) независимо от их социальной позиции и речи быть не может. Сам способ образования индивидуализированной элиты общества исключает проявление в ней личностей, аккумулирующих в своём внутреннем мире (в сознании, в менталитете – в «душе») достижения культуры, нравственности, интеллекта. Отобранные в неё индивиды общеизвестны. Они постоянно появляются на телевидении, в газетах, журналах и т.д. О них пишут книги, их физиономии повсюду в рекламе. Но они суть лишь социальные символы. Они ещё более пусты внутренне, чем обезличенные миллионы».

Александр Зиновьев «Глобальный человейник»

Задание. Укажите неверное суждение о содержании представленного фрагмента.

Отдельный человек имеет значение как исполнитель определенной роли в социальном механизме. Индивидуализированная личность не является привлекательной ролью в рамках социального механизма. Поднимается проблема существования человека как индивидуализированной личности. Индивидуализированная личность не может оказаться среди элиты, так как этому препятствует механизм формирования элиты.


Социальные законы в работах Александра Зиновьева

Словарь основных терминов А. Зиновьева



Рабочий лист


Авторы-разработчики урока: Бахарев И.В., Козлов А.В., Федулова А.В.

Над видеоинтервью работали:
Редактор: Елена Рипс; операторы: Марат Валлиулин, Александр Крашевников; монтаж: Марат Валлиулин; звукорежиссёр: Станислав Одорский; фотограф: Дарья Урясьева; моушн-дизайн: Илья Симатов; голос: Андрей Левин, Елена Рипс, верстка: Любовь Морозова.
Руководитель проекта "Юбилейный урок" Катерина Кирьянова.