Прижизненные изображения Петра I, которые могут считаться достоверными:
Рассмотрите карту и соотнесите порядковые номера с названиями губерний.
Ингерманландская губерния Азовская губерния Смоленская губерния Казанская губерния1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 |
Сравните две карты, найдите не менее трёх отличий.
Абсолютизм – форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в XVI–XVIII вв. Монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия, полиция, налоговая служба, суды. При Петре I в России окончательно установилась абсолютная монархия.
Гвардия – от итальянского «guardia» – отборная, привилегированная часть войска. Появилась в Италии в XII в., в других европейских странах – в XV–XVII вв. В России гвардия (лейб-гвардия) создана Петром I в 90-е годы XVII в.
Губерния – единица территориально-административного деления в России XVIII – начала XX в.
Протекционизм – экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Во время правления Петра I проявилась в поощрении развития отечественных мануфактур, введении в 1724 году таможенного тарифа, устанавливавшего высокие пошлины на иностранные товары.
Регулярное государство – это государство, в котором власть правителя строго регулирует все стороны общественной и частной жизни подданных с целью общего блага. Концепция «регулярного государства» разрабатывалась в работах немецких камералистов в XVII–XVIII вв. Петр I стремился данную идею воплотить в России.
1722 год был отмечен всплеском бурного законотворчества неутомимого царя-реформатора. Вчитаемся в череду многочисленных указов, законов, положений и инструкций этого года. Читать полностью.
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».
Пётр Великий
Об одном из знаменательных событий сохранилась запись Петра I: «Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». Вам представляется возможность узнать об этом историческом факте подробнее. Исследуя документы и информацию, получите ответ и зафиксируйте его внизу, в активной строке.
Введите ответ на вопрос в начале главы и проверьте вашу догадку.
Задание 1. «Петр Великий (Жизнь и смерть Петра Великого)», режиссеры Кай Ганзен и Василий Гончаров. Немой художественный короткометражный фильм 1909 года, посвященный первому императору России, иллюстрирует основные факты его биографии.
1. Рассмотрите кадр и определите место действия, связанное с одним из периодов жизни Петра I.
Архангельск2. Подберите к сценам фильма соответствующие названия из жизни Петра I:
3. Как вы думаете, что означает сцена, снятая в павильоне киностудии?
4. Известно, что Петр I был мастеровым человеком и владел многими ремеслами. Но одно ему так и не далось. Сам он говорил так: «Нет ремесла мудрее ».
Задание 2. «В начале славных дел», режиссёр Сергей Герасимов. Художественный фильм 1980 года, вторая часть исторической дилогии на основе романа А.Н. Толстого «Пётр I». Продолжение фильма «Юность Петра» (1980).
1. Рассмотрите кадр и узнайте событие, от которого Петр I вел отчет своей «службы» на троне.
2. В состав армии были включены лучшие полки, во главе которых стояли генералы Гордон, Головин и Лефорт. Используя фрагмент фильма, определите состав армии и исключите лишнее:
Семеновский полк Преображенский полк Лефортовский полк3. Предположите, что осталось за кадром.
«Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело своё исправила»Задание 3. «Петр Первый», режиссер Владимир Петров, киностудия «Ленфильм», 1937 год.
1. Что выражает мизансцена фильма?
2. Выберите условия, при соблюдении которых после 1714 года молодые дворяне и служилые люди могли создать семью.
необходимо было обучиться арифметике и геометрии нужно было иметь рост не менее 170 см нужно было достичь возраста 20 лет3. Подберите к кадру соответствующее описание и укажите автора поэтических строк:
4. С каким историческим событием связан этот киносюжет?
Битва при Нарве Полтавская битва Основание Санкт-ПетербургаЗадание 4. «Юность Петра», режиссёр С. Герасимов. Художественный фильм 1980 года, первая часть исторической дилогии по роману
А. Толстого «Петр Первый».
1. Соотнесите кадры из фильма с отрывками из романа А. Толстого «Петр Первый».
1) «Озаренные закатом, медленно приближались черепичные кровли, острые шпили, верхушки подстриженных деревьев, мельницы с флюгерками, голубятни. С Кукуя доносилась странная музыка».
2) «Петер удивился и сказал: «Я хочу посмотреть, как он устроен».
3) «…в пышно завитом парике – Франц Лефорт. Петр встретил его на Яузе: плыли в тяжелом струге, челядинцы нескладно гребли, стукаясь уключинами».
4) «Я могу показать водяную мельницу, которая трет нюхательный табак, толчет просо, трясет ткацкий стан и поднимает воду в преогромную бочку. Могу также показать мельничное колесо, в коем бегает собака и вертит его».
5) «Построенная года два тому назад на Яузе, пониже Преображенского дворца, крепость этой осенью была переделана по планам генералов Франца Лефорта и Симона Зоммера: стены расширены и укреплены сваями, снаружи выкопаны глубокие рвы, на углах подняты крепкие башни с бойницами».
6) «…он оказался именно таким человеком, какого ждали. От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали – другой человек: зол, упрям, деловит».
![]() |
![]() |
![]() |
123456 | 123456 | 123456 |
![]() |
![]() |
![]() |
123456 | 123456 | 123456 |
2. Какие московские улицы связаны с этими событиями:
Преображенская улица Бауманская улица Мясницкая улицаЗадание 5. Рассмотрите плакаты к самым известным кинофильмам о Петре I. Какой из них объединил первого российского императора, гения русской литературы и известного советского актера-барда? Выберите правильный вариант.
Задание 6. Соберите известные афоризмы Петра I: к началу фраз из левой части подберите соответствующие окончания из правой.
или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою.Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, | |
С сего числа перестать дурить головы людям | |
Когда государь повинуется закону, | |
Наша коммерция и без того как больная девица, которой не должно пугать |
Рассмотрите галерею изображений славных дел первого императора России. Выберите иллюстрации к теме «Управление государством».
«…многое из созданного Петром работало не одно столетие и сохранялись в неизменном виде до 1917 года. А кое-что – Академия наук, прокуратура и так далее – существуют по сей день».
Игорь Владимирович Курукин, историк.