Палехская лаковая миниатюра
Иконописный промысел Палеха
«…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель».
Г.Д. Филимонов, русский историк, 1863 г.
Известность к Палеху как к центру лаковой миниатюры пришла после революции 1917 года. До этого же Палех славился иконописью. Предполагается, что иконописцы пришли сюда, когда на Владимиро-Суздальскую Русь наступали татарские полчища. Население бежало в глухие леса и болота и уносило иконы. В это время вместо больших икон получили широкое распространение маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Горожане из Владимира и Суздаля, бежавшие от татар в глухие места, основали Палех и занесли сюда иконописное ремесло.
Иконописание было родовым делом, существовали целые семейные династии. В Палехе много примеров, когда дочери иконописцев предпочитали оставаться без
мужа, чем выходить за «не ровню». Удаленность от торговых путей и обособленное проживание позволяло сохранять и передавать из поколения в поколение традиции палехского стиля иконописи.
Опираясь на новгородские и строгановские традиции, палешане создали свой неповторимый стиль. Узнать палехскую икону можно по разнообразию элементов композиции, сложной технике с тонкими теневыми и световыми переходами. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная цветовая гамма. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света, прообразом божественной благодати.
В начале ХIХ века иконописный промысел Палеха достиг расцвета. Палехские иконы продавались в Санкт-Петербурге, Москве, по всей России, а также за границей. Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им была поручена роспись стен Грановитой палаты, реставрация фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.
Палехские иконы интересовали гениального Гете. Восхищались искусством палешан великие писатели: Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Чехов, Р. Роллан и многие другие.
Литература в искусстве палехской лаковой миниатюры


Художники Палеха в большей степени известны как лаковые миниатюристы, но круг применения их мастерства довольно широк. Они пробовали себя и в росписях по фарфору, и в оформлении театральных постановок, и в настенной живописи. Палех XX века искал новые пути творчества и, конечно, не мог не встретиться с книгой. Торжественно-нарядное искусство палехской лаковой миниатюры превосходно ложилось на плоскость книжного листа. Художники Палеха пропустили через самобытное авторское восприятие опыт византийской иконописи, рукописной книги, лубка и смогли создать неповторимые произведения, наполненные магией многовековой российской культуры.
Очень высоко ценил искусство Палеха и помогал его развитию Максим Горький. Он организовал в артели библиотеку, в которую собрал лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Крылова и многих других писателей. Персонажи из произведений этих авторов легли в основу палехской миниатюры.
В начале 1930-х годов в издательстве «Академия» было решено выпустить иллюстрированное издание «Слова о полку Игореве». Оформление книги поручили И.И. Голикову. Художник выполнил рисунок переплета, титульный и контртитульный листы, заставки, концовки, буквицы (инициалы), форзацы, а также написал весь текст. Шрифт текста – древний полуустав, творчески переработанный Голиковым, – делает стиль книги торжественным и строгим. Работа над изданием продолжалась с 1932 по 1933 год. Сейчас эта редкая книга (первоначальный тираж ее составил всего 3300 экземпляров) – гордость национальной культуры.
Технология изготовления Палех
Стилистические особенности палехской миниатюры
Искусство лаковой миниатюры на дереве появилось в древности в странах Востока, где существовал превосходный природный материал – лаковое дерево. В XVIII в. лаковая роспись пришла в Россию. Так как подходящего дерева в России не было, вместо него стали использовать папье-маше (материал из картона, листы которого скрепляются клейстером, прессуются, просушиваются, промасливаются, потом прокаливаются в печи, после чего подвергаются столярно-токарной обработке) и чёрный лак. Чёрный стал основным цветом фона и отличительной чертой палехской лаковой миниатюры. Типичные сюжеты для нее заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Колорит миниатюры построен на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого с обилием золотой штриховки. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Пишут палехскую миниатюру темперой – краской, приготовленной на основе яичного желтка.
Палех
Палех расположен в центре Ивановской области среди полей и лесов на берегах реки с красивым названием Палешка.
Первые упоминания о Палехе относятся к началу ХIII века, когда село входило в состав Стародубского княжества, отданного в удел сыну Владимирского князя Всеволода Большое гнездо. В XIV веке он стал центром Палецкого княжества. В XV в. село входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По духовному завещанию Ивана Грозного 1572 г. Палех был передан в поместное владение его сыну Иоанну, а затем пожалован в вотчинное владение Ивану Бутурлину за участие в войне против польско-литовской интервенции.
Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В древние времена в этих местах жили угро-финские племена, чья языковая культура прослеживается в местных географических названиях — Пурех, Палех, Ландех. Слово «палех» на угро-финском означает место на возвышенности. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех».
Население занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой, выделыванием овчины. В дни православных праздников здесь устраивались богатые ярмарки.
Современный Палех продолжает оставаться уникальным селом, где каждый десятый житель – художник. Традиционная лаковая миниатюра, возрожденная иконопись, богатое историко-культурное наследие в сочетании с красотой окрестной природы делают Палех одним из неповторимых уголков русской провинциальной культуры.
Рождение палехской миниатюры
История палехской лаковой миниатюры как декоративного искусства начинается после Великой российской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию «растеклись» по стране и занялись кто чем. Однако среди палешан оказались и те, кто не мыслил себя без художественной профессии. Одним из таких людей был Иван Голиков. Именно его считают родоначальником палехского стиля лаковой миниатюры. Увидев в Кустарном музее Москвы работы старых федоскинских мастеров – шкатулки папье-маше, расписанные по черному фону масляными красками, – Голиков решил попробовать повторить. Однако в отличие от мастеров-федоскинцев вместо масляных красок он применил темперу – краску на основе яичного желтка. Руководство Кустарного музея, куда мастер принес свою миниатюру «Адам в Раю», заинтересовалось ею и тут же выдало Голикову материалы для дальнейшей работы.
Приехав в Палех, И. Голиков и его родственник А.А. Глазунов организовали мастерскую, в которой стали работать палехские мастера. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу Кустарного музея,
получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук.
5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи». Уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила Гран-при. После триумфальных успехов на международных выставках зарубежные меценаты предложили художникам Палеха блестящие условия для творчества, но мастера отказались покидать Россию.
Очень ценил искусство Палеха Максим Горький и называл его «одним из чудес, созданных революцией». Он многое сделал для популяризации этого искусства у себя на родине и за границей, помогал артели материально, организовал библиотеку.
Со временем палехские шкатулки стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса, индустриализацией, различными достижениями советского народа. В период Великой Отечественной войны многие художники обращаются к военной тематике. Но и в этих работах ярко прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.
В настоящее время в Палехе работает «Объединение художников Палеха» – предприятие, сохранившее уникальную традиционную технологию производства папье-маше. Здесь работают выдающиеся мастера своего дела, среди которых немало членов Союза художников России. В коллективе сложилось много художественных династий. Ведущие мастера – постоянные участники российских и зарубежных выставок. Искусство Палеха – объект особой гордости России, ее национальное достояние.
Палехские династии художников

Династию Зиновьевых можно назвать связующим звеном между поколением 20–40 гг. и поколением 40–60 гг. Родоначальником этой династии является Михаил Иванович Зиновьев, иконописец. Дело отца продолжил сын, Николай Михайлович Зиновьев (1888–1979 гг.), иконописец, художник лаковой миниатюры. В 38 лет (1926) Н.М. Зиновьев вступил в Артель древней живописи. Он одним из первых обратился к советской тематике.
Николай Михайлович Зиновьев – это художник грандиозных замыслов. Центральное место в его творчестве занимают образы современности. В своих радостных, динамичных работах Николай Зиновьев изображает то праздники урожая, то новостройки первых пятилеток.
Большое место в творчестве Зиновьева занимает детская тема. «Не знаю, – говорил сам Николай Михайлович, – был ли у меня хоть один мотив без малышей». С огромной любовью изображал художник юных натуралистов, рыболовов, полеводов. Среди самых известных его работ – миниатюра «Суд пионеров над Бабой Ягой, ведьмой и лешим», где автор с лукавством и юмором отдает «на расправу» детворе сказочных персонажей, воплощающих тёмные силы зла. Дело Зиновьевых продолжили Пармен Николаевич Зиновьев и Михаил Вячеславович Субботин (правнук Н.М. Зиновьева).
Как сто лет назад, так и сегодня иконописные традиции лаковой миниатюры передаются из поколения в поколение и развиваются благодаря таланту и мастерству целых династий палехских мастеров. Каждая из палехских династий, а это Бахиревы, Белоусовы, Булдаковы-Буреевы, Зубковы, Парамоновы, Шемаровы-Куркины и многие другие оставили свой неповторимый след в палехском искусстве лаковой миниатюры.