Родился Михаил Погодин в 1800 г. в семье крепостного. Отец его, Петр Моисеевич, был в «элите» дворовых крестьян, работал главным управляющим в хозяйстве фельдмаршала П.И. Салтыкова до получения им вольной в 1806 году. В 1814 г. семья Погодиных переехала в послепожарную Москву. Здесь Михаил Петрович окончил гимназию, университет и прошел нелегкий путь к руководству кафедрой русской истории Московского университета.

Это было трудное для исторической науки время: ей еще только предстояло стать академической дисциплиной, а после ухода Н.М. Карамзина в ней образовался «вакуум». Только Погодину, как ярко выраженному историку-эмпирику, удалось привнести в нее новизну. Три тома «Истории русского народа» в течение полутора десятилетий сделали его главным историографом Древней Руси. Метод своих исследований он назвал «математическим», основанным на складывании всех известных фактов. Доверяя каждому слову летописца, он отстаивал скандинавское происхождение первых русских князей, выделял несколько периодов русской истории: варяжский, монгольский, московский, европейско-русский и самобытный (начиная с правления Николая I). Исследователь был приверженцем идеологической триады «Православие, Самодержавие, Народность». В 1860 г. состоялся публичный диспут Погодина с Костомаровым по вопросу о происхождении русских князей. По тому же вопросу Погодин вел полемику с историком Д.И. Иловайским.

Впоследствии первенство в осмыслении русской истории перешло к молодому поколению ученых, наиболее выдающемся из них был С.М. Соловьев, ученик Погодина.
Помимо истории Погодина интересовали театр, литература. Он сам писал художественные произведения. Некоторые из них, например трагедию в стихах «Марфа, Посадница Новгородская», хвалил сам А.С. Пушкин.

Еще одной сферой приложения усилий Погодина было издательское дело. Будучи молодым человеком, он издавал литературный альманах «Урания», к участию в котором привлек Б.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, П.А. Вяземского. Здесь опубликовал пять своих стихотворений А.С. Пушкин. Свои взгляды Погодин излагал в двух издававшихся им журналах: «Московском Вестнике» (1827‒1830) и «Москвитянине» (1841‒1856). Последний имел более политический характер, представляя Погодина как деятеля правого крыла славянофильства.

Именно издательская деятельность сблизила Погодина с ведущими литераторами того времени и превратила его дом в основной литературный салон первопрестольной.
С 1836 г. Погодин поселился на окраине Москвы вблизи Новодевичьего монастыря на Девичьем поле. Его обширная усадьба начиналась от угла Саввинского переулка и доходила почти до улицы Плющихи. Здесь бывал Пушкин, подолгу жил Гоголь, редактировал «Тараса Бульбу» и писал первый том «Мертвых душ». Вот описание именин Гоголя в доме Погодина на Девичьем поле из дневника А.И. Тургенева от 9 мая 1840 г.: «Стол накрыт в саду: Лермонтов, кн. Вяземский, Баратынский, Свербеевы, Хомяков, Самарин, актер Щепкин… приехал и Чаадаев. Видимо, по просьбе присутствующих Лермонтов читал наизусть отрывки из своей поэмы “Мцыри”. Чтение имело шумный успех».

Позже в усадьбе Погодина появится еще одна достопримечательность: в 1856 г. архитектор Н.В. Никитин по всем правилам русского деревянного зодчества построит избу, которую в качестве подарка преподнесёт Погодину крупный предприниматель В.А. Кокорев.

В 1941 г. во время Великой Отечественной войны в главный дом усадьбы попала бомба, и он был разрушен, а вот бревенчатая изба с резными наличниками и декоративным балкончиком хоть и пострадала, но сохранилась (ул. Погодинская, д. 10/12).

Издательская деятельность приносила немалый доход и, видимо, позволила Погодину сделать первые приобретения для своей знаменитой коллекции. Он собирал ее более 30 лет и когда продал в 1852 г. государству, собрание насчитывало до 2000 рукописей, около 800 старопечатных книг, до 5000 подлинных грамот и юридических актов, монеты, иконы, оружие, печати и т.д. Рукописную часть коллекции купил Николай I, а остальные «богатства» приобрела Публичная библиотека в Петербурге. В журнале «Москвитянин» неоднократно печатались материалы о раритетах из домашнего музея Погодина. В Москве его знали в каждой книжной лавке и антикварном магазине, на толкучках и ярмарках, в городских и подмосковных монастырях.

Жажда странствий была неотъемлемой чертой натуры Погодина. Его время справедливо называют «эпохой путешествий», когда образованная публика, несмотря на все запреты, стремилась к дальним странствиям. Огромную популярность вплоть до 70-х гг. XIX в. имели дорожные заметки. Некоторые маршруты, описанные Погодиным, фактически представляют собой готовые путеводители с точными описаниями достопримечательностей, датами постройки архитектурных сооружений, профессиональной оценкой значимости тех или иных памятников.

Всего Погодин совершил восемь длительных заграничных вояжей. Отдых и лечение он скрашивал, принимая с европейских ученых. Особенно часто его гостем был знаменитый чешский историк П.Й. Шафарик: их объединяла идея панславянского объединения.

Много путешествовал Погодин и по России. Свое увлечение он не оставил и на склоне лет. Женившись второй раз, в 1860 г. он отправился в длительный вояж по России. Крым был обследован историком основательно: «…есть нечего, пить дорого, ездить неудобно, людей нет… – скучно, досадно, противно. Помилуйте, как же вы хотите, чтоб мы для таких, хоть и родственных, удовольствий отказались гулять по Рейну, Оберланду, в Палермо, на острове Вайт».

При всей противоречивости натуры М.П. Погодина его вклад в развитие русской культуры огромен. Вот, например, характеристика, данная Погодину историком Л.Н. Майковым: «Мечтатель уживался в нем с дельцом, заботы о судьбах России с заботами о своем благополучии, изысканная вежливость, скажем, к Пушкину с грубостью к сотрудникам… Он был независим в своих суждениях и умел их высказывать с горячностью, и в то же время ему случалось падать до открытой лести, до наивного преклонения перед властвующей силой, до самого эгоистического расчета; нравственностью он вообще не отличался».

Во многом объективному подходу в оценке жизни и деятельности Погодина мы обязаны Н.П. Барсукову, который в начале XX в. в течение многих лет издавал 21-томную биографию Михаила Петровича на основе дневниковых записей. Учитывая совершенно нечитаемый погодинский почерк, одно это само по себе является научным подвигом.

В 1941 г. во время Великой Отечественной войны в главный дом усадьбы Погодина попала бомба, и он был разрушен. А вот бревенчатая изба с резными наличниками и декоративным балкончиком сохранилась, хоть и пострадала. Укажите, по какому адресу расположена эта достопримечательность:

г. Санкт-Петербург, ул. Погодинская, д. 10/12
г. Новгород, ул. Погодинская, д. 10/12
г. Москва, ул. Погодинская, д. 10/12
г. Владимир, ул. Погодинская, д. 10/12

Издательская деятельность позволила Погодину сделать первые приобретения для своей знаменитой коллекции. Он собирал ее более 30 лет, и когда в 1852 г. продал ее государству, собрание насчитывало до 2000 рукописей, около 800 старопечатных книг, до 5000 подлинных грамот и юридических актов, монеты, иконы, оружие, печати и т.д. Рукописи купил Николай I, а большую часть коллекции приобрела Публичная библиотека в Петербурге. Какие виды источников отсутствовали в коллекции историка?

письменные
вещественные
устные
кинодокументы