А знаете ли вы, что русский художник Михаил Александрович Врубель был оформителем почти всех спектаклей, в которых выступала его жена, русская певица Надежда Ивановна Забела-Врубель? Он придумывал ей костюмы, грим и смотрел все ее выступления от начала до конца.

Из воспоминаний современников: «Михаил Александрович всегда собственноручно одевал Надежду Ивановну с чулка до головного убора, для чего приходил в театр вместе с ней, за два часа (как это и полагалось) до начала спектакля».

«Спектакль “Онегин” прошел прекрасно: она была очень хороша и стильна. В “костюме Татьяны” Врубель кое-что изменил, в общем же костюм Татьяны остался театральным. То же самое можно было сказать и о костюме Маргариты в “Фаусте”. Надежда Ивановна была в нем в таком виде, как она изображена в панно Врубеля “Фауст и Маргарита”, принадлежавшем И.А. Морозову. Зато с костюмом Маши в “Дубровском” произошла целая война. Врубель уличал режиссера и костюмершу в нелепости их творчества, были бурные споры, после которых Надежде Ивановне разрешили петь в своем собственном костюме. Это было, конечно, несравненно правдивее и ближе к костюму пушкинской Маши Троекуровой».

«Обыкновенно Врубель, после того как Надежда Ивановна была одета, готова к выходу, спешил занять свое место в партере (3-й ряд, артистический)».

Стоит отметить, что художник сочинял костюмы также и себе, составлял проекты апартаментов и обставлял их в соответствии с собственным вкусом.

Врубель нарисовал много портретов жены – это одна из особенных страниц его творчества. Он изображает, даже слегка преувеличивая, то особенное, что находил в ее внешности: удлиненность лица с тяжеловатым подбородком, мимолетную, словно скрываемую улыбку, расширенные глаза с большими зрачками – и эта странность черт придает лицу особую, неповторимую красоту, дорогую для художника загадочность.

Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок написан на открытом воздухе и весь пронизан светом. Нежные сиреневые, зеленые, белые, охристые пятна в сложном сочетании, вдохновенными движениями положенные на холст, создают впечатление воздушности, прозрачности, легкости, стройного радостного звучания.

Самым реальным портретом был, пожалуй, карандашный портрет Н.И. Забелы-Врубель, выполненный художником в 1905 году. В последний раз образ своей музы он запечатлел на картине «После концерта». Надежда Ивановна изображена отдыхающей на кушетке возле горящего камина. На ней одно из тех необыкновенных концертных платьев, которые Врубель для нее изобретал, – из нескольких прозрачных чехлов различного цвета, подобное экзотическому цветку.



Рассмотрите картины художника, на которых изображена Н.А. Забела-Врубель. Определите лишнюю.

М.А. Врубель вместе с известным архитектором Ф.О. Шехтелем работал оформителем парадных интерьеров усадьбы – одного из шедевров раннего московского модерна. Что это была за усадьба?

Торговый дом Василия Аршинова
Особняк Арсения Морозова
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке
Особняк Зинаиды Морозовой


Рассмотрите картину М.А. Врубеля. Эта птица с ликом девы не похожа на Надежду Ивановну Забелу – совсем другое лицо, хотя она и исполняла роль в спектакле, название которого было тем же, что у картины. Укажите его.



«Морская царевна»
«Царевна-лебедь»
«Царевна Волхова»
«Снегурочка»