А знаете ли вы, что у советского писателя Михаила Михайловича Зощенко две даты рождения? По одним источникам, он родился 9 августа, по другим – 10 августа 1894 года. Его отец был художником, мать до замужества – актрисой. К 27 годам, когда его рассказы уже становятся известными, он успел пройти войну, получить ранение, также из-за отравления ядовитыми газами у него развился порок сердца.
В 1917 году он был демобилизован из армии по состоянию здоровья. После этого перепробовал десятки профессий: был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска. В 1919 году он, следуя своему еще детскому увлечению литературой, начинает заниматься в творческой студии, которой руководил Корней Чуковский, а затем попадает в литературное объединение «Серапионовы братья».
В середине 1920-х годов М. Зощенко становится одним из самых популярных писателей. Были известны его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», которые он часто сам читал перед многочисленной аудиторией. С 1922 по 1946 год произведения М. Зощенко издавались около 100 раз.
Его рассказы и фельетоны необыкновенно смешны. В них удивительно сочетаются методы художественного исследования реальности. Герои писателя обладают литературной артистичностью, они узнаваемые, очень простые, но со сложными переживаниями. Но, главное, как смешно… смешно иногда до слез. В рассказах автора можно одновременно увидеть улыбку и печаль, радость и страдание, острое переживание счастья и болезненного горя.
1. С героем одного рассказа М. Зощенко приключилась следующая история.
«У купца Еремея Бабкина спёрли енотовую шубу.
Взвыл купец Еремей Бабкин. Жалко ему, видите ли.
– Шуба-то, – говорит, – больно хороша, граждане. Жалко. Денег не пожалею, а уж найду преступника».
Название рассказа подсказывает, чьей помощью воспользовался герой для поимки преступника. Он называется:
«Пассажир»
«Монтер»
«Пушкин»
«Собачий нюх»
2. Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко.
Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.
Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.
Началось дело с пустяков.
Мой сосед, не старый ещё мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
– А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
– Пленарное, – небрежно ответил сосед.
– Ишь ты, – удивился первый, – то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
– Да уж будьте покойны, – строго ответил второй.
– Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался – только держись.
– Да ну? – спросил сосед. – Неужели и кворум подобрался?
– Ей-богу, – сказал второй.
– И что же он, кворум-то этот?
– Да ничего, – ответил сосед, несколько растерявшись. – Подобрался, и всё тут.
– Скажи на милость, – с огорчением покачал головой первый сосед.
– С чего бы это он, а?
Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:
– Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
– Не всегда это, – возразил первый.
– Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да – индустрия конкретно.
– Конкретно фактически, – строго поправил второй.
– Пожалуй, – согласился собеседник. – Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда…
– Всегда, – коротко отрезал второй.— Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься…
Название рассказа свидетельствует об отношении героя к заимствованиям. Он называется:
«Исторический рассказ»
«Обезьяний язык»
«Остряк-самоучка»
«Точка зрения»
3. Название этого рассказа совпадает с профессией Ивана Семеновича Трупикова, одного из его героев. Прочитайте отрывок и укажите название произведения.
– Товарищ Семёнов…
– Чего надо? — спросил ученик, рассматривая альбом с марками.
– Ничего-с, – сказал <…>. – Это я так. Не придавайте значения.
– Чего так?
– Ничего-с… Это я хотел узнать – здесь ли молодой товарищ Семёнов…
– Здесь! — сказал Семёнов, разглядывая на свет какую-то марку.
<…> прошёлся по классу.
– Извиняюсь, молодые товарищи, – сказал он, – на сегодня вам задано… то есть я хотел сказать… предложено прочитать – реформы бывшего Александра I. Так, может быть, извиняюсь, кто-нибудь расскажет мне о реформах бывшего Александра I?.. Я, поверьте, молодые товарищи, с презрением говорю об императорах.
«Монтер»
«Писатель»
«Учитель»
«Медик»
4. У Михаила Зощенко есть сборник рассказов для детей. Главными героями этих историй являются:
Чук и Гек
Кай и Герда
Леля и Минька
Чип и Дейл
Автор викторины: Васильева О.А.