Особым талантом отличался старший – любимец отца Вильгельм Фридеман. В его произведениях и вдохновенных импровизациях сплетались барочные традиции и мелодии рококо, рациональная строгость и необузданная фантазийность… Однако, несмотря на талант, жизнь его была скорее чередой неудач. Но обо всем по порядку.

Иоганн Себастьян подошел к музыкальному образованию сына основательно: именно для него он начал писать знаменитую «Клавирную книжечку». Некоторые сложные пьесы талантливый мальчик разучил в двенадцатилетнем возрасте, а в 16 лет Фридеман начал учиться играть на скрипке. Одновременно он помогал отцу: руководил репетициями в церкви Св. Фомы, заменял Иоганна Себастьяна за органом и не переставал совершенствовать исполнительское мастерство. Молодой Бах пробует себя и в сочинительстве: к этому периоду относятся несколько его клавирных пьес.

Неудивительно, что при такой подготовке Вильгельм Фридеман победил в конкурсе на место органиста в дрезденской церкви Св. Софии. По мнению судьи, он значительно превзошел двух других кандидатов.

Дрезден был одним из музыкальных центров Европы. Круг знакомств молодого органиста быстро расширяется: в него входят глава Дрезденской оперы, придворные музыканты. Все они покорены мастерством Вильгельма Фридемана. Он становится модным педагогом и продолжает расти как композитор: сочиняет концерты, сонаты, симфонии.

Неясно, что послужило причиной, по которой признанный всеми мастер пожелал другого места. Тем не менее через некоторое время его без испытания приняли на пост органиста в Liebfrauenkirche (Либфрауэнкирхе) в Галле. Фридеман привлекал паству вдохновенными импровизациями, за что получил прозвище «Галльского» Баха.

Однако вскоре начались неприятности. Музыкант вступил в конфликт с кантором церкви, а затем и с городскими властями. Он женился на Доротее Элизабет Георги, обеспеченной невесте, но из-за наследства девушки семью обложили высоким налогом. Чтобы собрать наличные, Доротее пришлось продать часть собственности.

Фридеман Бах начал искать более выгодное место и, не найдя его, покинул свой пост в Галле, оставшись без работы. Ему удалось получить титул Дармштадтского придворного капельмейстера, однако почему-то он решил занять этот пост только номинально. Де-факто композитор оставался в Галле и едва сводил концы с концами, перебиваясь частными уроками и по-прежнему поражая знатоков огненным размахом фантазий. К Галльскому периоду относятся инструментальные произведения и кантаты.

Вскоре семья настолько обеднела, что вынуждена была продать имение. Они переехали в Браушвейг. Это был очередной безрадостный период: композитор не мог найти работу и распродавал рукописи отца. Однако все изменилось после переезда в Берлин. Здесь он был принят при дворе принцессы Анны Амалии, покровительницы искусств. Она стала его ученицей, так же как Сара Леви (бабушка Мендельсона) и придворный композитор Кирнбергер. Однако Фридеман Бах попытался занять пост своего ученика, и принцесса, узнав об этой интриге, лишила его благосклонности.

Последнее десятилетие композитор провел одиноко, музицируя в узком кругу ценителей. Умер он в нищете. Таков был конец первого, согласно некрологу, органиста Германии.

Музыкальное наследие Фридемана изучать трудно, так как он больше импровизировал, чем писал, не трудясь переносить свои творческие взлеты на бумагу. Возможно, причиной тому были достижения отца, который установил столь высокую планку в сочинительстве, что сын решил сосредоточиться на импровизации.

По воспоминаниям современников, это был поток ничем не стесненных пассажей, которыми Вильгельм Фридеман словно взрывал «гладкую» поверхность. Причудливый тематизм, поразительная смелость и насыщенность гармонии, структурное своеобразие его произведений выводят их в один ряд с признанными творениями музыкальных гениев. Лучше всего сказал о композиторе немецкий историк Фридрих Рохлиц: «Фридеман Бах, – писал он, – от всего отрешенный и не осчастливленный ничем, кроме высокой, небесной фантазии, скитался, находя все, к чему его влекло, в глубинах своего искусства».

Известно, что Иоганн Себастьян и Вильгельм Фридеман исполняли сольные клавесинные концерты. Выберите термин, которым обозначается такое выступление.

бельканто
клавирабенд
кантилена
клавикорд

Кем был отец жены Вильгельма Фридемана Баха?

судьей
трактирщиком
сборщиком налогов
арбалетчиком