Известно ли вам значение старинных слов «рекло» и «рубель»?

С одной стороны, «рекло» – прозвище, прообраз современной фамилии – носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель», как в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников. Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года, возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. Воспитывался в светской среде, живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре.

А знаете ли вы, сколько раз в летописях упоминалось имя Андрея Рублева?

Первое упоминание Андрея Рублева мы встречаем в «Троицкой летописи», и относится оно 1405 году. Это сведения о росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (монахом) Андреем Рублёвым была расписана домовая церковь московского князя Василия I.

В мае 1408 года согласно той же «Троицкой летописи» Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора. Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев, опираясь на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

В 1420-х годах Рублев упоминается в третий раз. Между 1422 и 1427 годами Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В 1411 или 1425–1427 годах он создал свой шедевр – «Троицу».

Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. По всей видимости, при его участии был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, где весной 1428 года иконописец выполнил свою четвёртую известную по летописям работу – фрески Спасского собора.

Похоронен иконописец на территории этого же монастыря.

Известно ли вам, что в середине 1990-х годов в ходе восстановительных работ в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря были обнаружены останки Андрея Рублева? Официально о находке было объявлено в 2006 году.

А знаете ли вы, что иконописец Андрей Рублев и в годы советской власти причислялся к выдающимся историческим личностям?

Решение о реставрации древнейшего Спасо-Андроникова монастыря, основанного в 1360 году и закрытого в 1931 году, и о создании в монастырском комплексе музея Андрея Рублева было принято в год празднования 800-летия Москвы. 21 сентября 1960 года музей имени Андрея Рублева был открыт для посетителей. По решению ЮНЕСКО, было с размахом отмечено шестисотлетие с предполагаемого дня рождения живописца. В 1985 году музей переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установили памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. Монумент расположен сегодня перед владением Андроньевская площадь, 10 (станция метро «Площадь Ильича»). С 1988 года память преподобного Андрея Рублева Русская православная церковь празднует 17 июля.

А знаете ли вы, что с начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин – собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия? Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена не только изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов – Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела.

Известно ли вам, что такое лессировка?

Иконописец часто пользовался приемом лессировки – поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета. А еще в более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Лики на его иконах приобрели славянские черты – мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: ангелы и святые стали радостными, одухотворенными. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», – писал искусствовед Михаил Алпатов.

А что такое «рублевский голубец»?

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски – более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов – розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска – ляпис-лазурь – в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом». За основу «Троицы» (второе название образа – «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Мало кто знает, что рублевская “Троица” по-настоящему была открыта совсем недавно, чуть более ста лет назад. В 1904 году реставратор Василий Павлович Гурьянов снял с иконы несколько слоев поздней живописи. И испытал настоящее потрясение. Вместо “дымных” темно-оливковых ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине “райские” одежды ангелов. Реставратору они напомнили итальянские фрески и иконы XIV–XV веков.

Сколько раз в летописях упоминается имя Андрея Рублева?

5 раз
3 раза
4 раза
ни одного

В год празднования 800-летия города Москвы было принято решение о создании музея Андрея Рублева в монастырском комплексе Спасо-Андроникова монастыря. Определите точную дату этого события:

1956 г.
1947 г.
1960 г.
1985 г.

В каком году, по решению ЮНЕСКО, отмечали шестисотлетие с предполагаемого дня рождения живописца?

1956 г.
1970 г.
1960 г.
1963 г.