«Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шелка и атласа блестящих цирковых костюмов, щелканье бича, холеных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?» – писал Куприн.

Цирк был для него не просто увлекательным зрелищем или предметом изучения, со многими артистами писателя связывала многолетняя дружба.

Девятилетним мальчиком он познакомился с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым. «Анатолий демонстрировал свои номера перед товарищами, – вспоминал Куприн. – Он вертелся колесом, ходил на руках и изображал клоуна… Тайно я благоговел перед ним…».

Куприн был дружен и с братом Анатолия Леонидовича, знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Однажды, рассматривая морского льва, писатель обратил внимание на его необычайно умные и выразительные глаза и решил, что морской лев должен быть очень умным животным. Он рассказал о своем наблюдении Дурову, и тот немедля купил пару львов и занялся их дрессировкой. Результат оказался блестящим.

Куприн очень любил замечательного клоуна и акробата-прыгуна Джакомо Чирени (Жакомино). Он был другом семьи Куприных и всегда являлся к ним в дом с каким-нибудь необычайным подарком для дочки писателя Ксении. Александр Иванович Куприн посвятил Жакомино свой рассказ «Мария Ивановна». Большим приятелем писателя был клоун Танти Джеретти, также он был знаком с семьей цирковых артистов Сур.

Куприн на всю жизнь сохранил любовь к цирку и цирковым артистам. Он восхищался их ловкостью, смелостью, мужеством, силой, благородством и необыкновенно сильным чувством товарищества.

Обо всем этом он написал в своих рассказах. Лучшие из них вошли в книжку «Рассказы о цирке»: «Лолли», «Allez», «В цирке», «Дочь великого Барнума», «Ольга Сур» и «Блондель», «Легче воздуха» и «Пунцовая кровь», «Белый пудель» и «Слон», «Свободный цирк». Куприн мечтал о русском цирке, о создании отечественных кадров цирковых артистов, о создании репертуара, свойственного выдумке и мудрости народов, населяющих Россию.

В 1903 году Куприн писал Чехову: «В наше просвещенное время стыдно признаваться в любви к цирку, но у меня на это хватит смелости».

Дополните цитату из книги А. Куприна «В цирке».

Чувство темпа – особенное, шестое чувство, вряд ли понятное где-нибудь, кроме , но необходимое при всех трудных и согласованных движениях под музыку.

Посмотрите на иллюстрацию и укажите, к какому рассказу А. Куприна она относится:



«Белый пудель»
«В зверинце»
«Барбос и Жулька»
«Вечерний гость»

В каких рассказах А. Куприн предстаёт «как знаток и ценитель конного дела»?

«Рыжие, гнедые, серые, вороные»
«Трус»
«Изумруд»
«Пегие лошади»