Одного только судьи из всех, бывших в театре,
я боялся, и этот судья был я сам.
Н.В. Гоголь


А знаете ли вы, что на премьере комедии «Ревизор» в Александринском театре в 1836 году присутствовал сам автор, Н.В. Гоголь, который, «забившись в темный угол ложи, слушал внимательно и раз или два хлопнул»? Также на премьере был император Николай I. Постановка ему очень понравилась, многие помнят его слова: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» После премьеры «Ревизора» «беспрестанно давали почти через день». Государь даже велел министрам ехать смотреть эту пьесу. Первым исполнителем роли городничего стал актер Иван Иванович Сосницкий, а роли Хлестакова – Николай Осипович Дюр.

По воспоминаниям самого автора, после первой постановки на душе у него было «смутно, странно». «Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала; так я и думал. Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков…» – сокрушался писатель. По воспоминаниям современников, «Гоголь с самого начала представления пьесы сидел в театре скучный, а публика вообще была довольна: половина ее приняла пьесу даже с участием; другая половина, как водится, ее бранила по причинам, однако ж, не относящимся к искусству». С публикой совершенно примирил «Ревизора» городничий: для огромного таланта Сосницкого ничего не могло остаться необъясненным в этой роли. После премьеры спектакля Гоголь укрепился в решении личным чтением разъяснить текст пьесы для ее исполнителей. Также в 1842 году вышло «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”», в котором автор тщательнейшим образом объясняет характеры своих героев.

Первые репетиции комедии начались в Великий пост 1836 г. Артисты никак не могли решиться сбросить с голов пудреные парики, с плеч – французские кафтаны и облечься в русское платье, в настоящую сибирку купца Абдулина или затасканный и засаленный сюртук Осипа. Но два старейших актера обеих столичных сцен, Щепкин – московской и Сосницкий – петербургской, отнеслись к «Ревизору» с живейшим сочувствием. Во время одной из репетиций П.А. Каратыгин, находясь за кулисами, набросал карандашом на обертке своей роли, сложенной пополам, портрет Гоголя: «Это было на утренней репетиции, накануне первого представления “Ревизора”, Гоголь был сильно встревожен и, видимо, расстроен; часто вполголоса говорил с Сосницким, почти исключительно с ним, и лишь изредка с начальником репертуара А.И. Храповицким. Некоторые из молодых актеров и актрис тайком перемигивались. Их нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее автор. Невысокого роста блондин с огромным тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу, с прищуренными глазками и плотно сжатыми, как бы прикуснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, – все это придавало его фигуре нечто карикатурное. Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут “Ревизора” при его первом представлении».

Сегодня редкий режиссер не мечтает поставить «своего «Ревизора», зачастую отойдя от традиционной трактовки, превратив комедию в балет или кукольный спектакль. Десятый на счету Александринского театра и третий в режиссерской биографии Валерия Фокина «Ревизор» наметил контуры «программного» действа. В абсолютно современный замысел вписаны исторические реминисценции: визуальные образы премьерного «Ревизора» 1836 года, фрагмент мейерхольдовской конструкции из спектакля ГОСТИМа 1926 года, мейерхольдовская же (совместно с М. Кореневым) сценическая редакция – всем этим традициям дана новая жизнь. На протяжении 15 сезонов «Ревизор» Валерия Фокина остается одним из самых любимых спектаклей публики.

Впервые комедия «Ревизор» была опубликована в 1836 году. Укажите имя знаменитого писателя, который подсказал Гоголю идею сюжета пьесы.

И.С. Тургенев
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский
С.Т. Аксаков

Отметьте в списке главных героев комедии «Ревизор» лишние имена:

городничий СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ судья ЛЯПКИН-ТЯПКИН бывший чиновник ЧИЧИКОВ попечитель богоугодных заведений ЗЕМЛЯНИКА советник БАШМАЧКИН помещик СОБАКЕВИЧ помещик БОБЧИНСКИЙ асессор КОВАЛЕВ помещик ДОБЧИНСКИЙ

Укажите эпиграф, который появился во второй редакции пьесы «Ревизор» 1842 г.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
«У греха много орудий, но ложь – это рукоятка, которая подходит любому из них»
«К нам едет ревизор»
«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется»

По замыслу Гоголя, действие «Ревизора» завершается беспрецедентным для театральной практики образом: «актеры застывают в определенных позах и находятся в таком положении достаточно длительное по сценическим меркам время». Укажите название этого композиционного элемента.

немая пауза
завязка
немая сцена
пролог

Рассмотрите иллюстрации из произведений и фотографии с театральных представлений. Выберите из них те, которые относятся к пьесе «Ревизор».